Вы здесь

На пороховой бочке

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

На пороховой бочке

В своем последнем обращении к Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин поставил задачу на ближайшие годы по переселению граждан России из ветхого и аварийного жилья. В частности, говорилось о выделении из федерального бюджета одного миллиарда рублей для этих целей на текущий год. Такая же сумма, по мнению главы государства, предоставляется на переселение местными органами власти. Однако президент заявил, что изыскиваемые средства не могут решить сложившуюся за последнее время проблему. Для кардинального изменения в данной области Владимир Владимирович предложил выделить дополнительно 250 миллиардов рублей. Может, после этого положительно решится вопрос о переселении жильцов дома № 3 по улице 4-я Промышленная в Ставрополе, на протяжении трех лет проживающих в санитарно-защитной зоне двух промышленных предприятий в сотне метров от склада нефтепродуктов ООО «Ставнефть», подвергая опасности свои жизни подобным соседством.

Экстравагантный, экстраординарный барон Мюнхгаузен летал на ядре, да и вообще известен многими чудачествами, однако даже ему не приходило в голову сидеть на пороховой бочке. А вот бывшим сотрудникам пожарной охраны уже три года приходится жить в опасной близости с объектом, на котором годовой оборот горючих, легковоспламеняющихся, взрывоопасных материалов превышает 11 тысяч тонн. Дом, где проживает 27 семей, так или иначе связанных с некогда упраздненной службой пожарной охраны, был построен еще в 1975 году для работников пожарного депо. Здание изначально было разделено на две части, в одной расположилось общежитие, а в другой однокомнатные и двухкомнатные квартиры. В 2000 году постановлением главы города общежитие и жилые квартиры были переданы в муниципальную собственность. Еще через три года муниципальному общежитию, как по документам проходило это здание, был присвоен статус жилого дома. А в 2004 году введен в эксплуатацию опасный производственный объект «расходный склад нефтепродуктов (СНК «Ставнефть»)», который расположился всего в ста метрах от жилого дома.
Конечно, чрезвычайные ситуации на подобных предприятиях случаются крайне редко, но, как говорится, раз в год и палка стреляет - в 80-х никто не мог предположить, что на Чернобыльской АЭС произойдет авария. И кто сегодня может гарантировать безопасность эксплуатации нефтебазы ООО «Ставнефть»?
Год назад по распоряжению вице-губернатора Бориса Калиничева в ответ на коллективную жалобу жильцов дома № 3 по улице 4-я Промышленная в Ставрополе было проведено обследование состояния территории потенциально-опасного объекта «Расходный склад нефтепродуктов» ООО «Ставнефть». Из акта этого обследования ясно, что в ходе проверки эксплуатации нефтебазы был выявлен целый ряд правонарушений (отмечу, что в июле 2004 года при приеме данного объекта в эксплуатацию со стороны государственной комиссии не было никаких замечаний). А через два года управление по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ставропольскому краю отметило отсутствие разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. То же ведомство обнаружило, что на территории склада нефтепродуктов осуществлен монтаж хранилища и раздаточной колонки сжиженного углеводородного газа без какой-либо экспертизы и соответствующего проекта. Кстати, в акте особо отмечено, что и хранилище, и колонка в эксплуатацию не вводились. Тем не менее, по утверждению очевидцев, они по настоящее время функционируют.
Государственный пожарный надзор тоже усмотрел в действиях руководства нефтебазы ООО «Ставнефть» нарушения - склад СУГ смонтирован без проектно-сметной документации и согласования с их ведомством. Еще пожнадзор обратил внимание на то, что данный склад размещен без соблюдения противопожарного разрыва в 300 метров до жилого дома. Усугубляется опасное расположение хранилища несоблюдением второго разрыва в 300 метров между ним и емкостями для хранения жидкого моторного топлива.
Казалось бы, нарушения налицо - надо принимать меры. Несмотря на это, комиссия, «исходя из заключений надзорных органов», посчитала, что реагировать на обнаруженные нарушения не стоит, так как «на момент проверки» ООО «Ставнефть» не эксплуатирует хранилище и раздаточную колонку сжиженного газа. Не правда ли, хорошая позиция чиновников, которые должны не только контролировать исполнение всех правил и норм, поставленных перед различными предприятиями, но и требовать устранения нарушений?
И тем не менее, подчеркну, что главная задача, которую перед надзорниками ставили жаловавшиеся жильцы, была выполнена. В частности, комиссия определила, что «в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории расходного склада нефтепродуктов не исключается определенная угроза жизни людей». Также из акта обследования ясно, что в соответствии с пунктом 35 постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года жилые помещения, расположенные в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня. Говоря русским языком, чиновники признали дом № 3 по улице 4-я Промышленная опасным для проживания, а значит, аварийным. В связи с этим в акте отмечено, что администрации города Ставрополя необходимо рассмотреть вопрос о возможном переселении жильцов, так как указанный дом находится в муниципальной собственности.
Как известно, быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Понятно, что расселить в срочном порядке 27 семей задача не из простых. Слишком много в городе ветхого и аварийного жилья, при этом реальных возможностей по переселению людей из таких помещений у городской администрации практически нет. Вот и надо бы ответить горожанам, проживающим в санитарно-защитной, пожаро- и взрывоопасной зонах действующих промышленных предприятий, что в настоящее время их переселение не представляется возможным. Однако чиновники не ищут легких путей, а, по всей видимости, пытаются отказаться от аварийного объекта вовсе. Так, в июне прошлого года администрация пообещала созвать межведомственную комиссию по вопросу признания дома непригодным для проживания и дать ответ к сентябрю. Люди ждали до ноября, ответа не последовало. В ноябре представитель жильцов аварийного дома попытался записаться на личный прием к руководству города. Но в отделе приема документов и заявлений отказали жалобщице, сославшись на то, что ранее уже неоднократно давались письменные ответы на интересующий вопрос. По данному факту прокуратурой Ленинского района внесено представление главе города Ставрополя об устранении нарушений Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». После этого жильцы злополучного дома получили еще одну отписку от чиновников из городской администрации, где директор комитета городского хозяйства К. Шишманиди разъяснил - вопрос будет рассмотрен межведомственной комиссией после того, как жильцы предоставят заявления и заверенные в установленном порядке документы.
В феврале нынешнего года все необходимые документы были снова собраны и направлены в городскую администрацию, а в марте пришла еще одна отписка. Оказывается, до сих пор идет сбор необходимой документации для межведомственной комиссии.
Из заявления прокурору Октябрьского района старшему советнику юстиции В. Решетняку (подписано Л. Кристалинской и Л. Николаевой - жительницами дома № 3 по улице 4-я Промышленная города Ставрополя): «...мною установлено, что наши заявления уже сданы в архив отдела приема жалоб... Секретарь межведомственной комиссии Елена Васильченко пояснила, что она не знает, когда будет комиссия, что наши заявления комиссия не рассматривала, и что она действительно сдала их в архив. На вопрос, почему опять собирают документы, ведь, как следует из ответа К. Шишманиди, они уже собраны и нужны только заявления граждан, она пояснила, что вообще не знает, кто давал такие ответы».
Прошли годы после первого ответа чиновников на жалобу, а воз и ныне там. Почему так сложно собрать эти документы, абсолютно непонятно. За это же время Людмила Кристалинская сделала десятки запросов во всевозможные ведомства и получила целую кипу документации, подтверждающей необходимость расселения жильцов из дома, находящегося в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий. Может быть, загвоздкой в данной истории является не городская администрация? Ведь одно дело - ответить на жалобу частному лицу, и совсем другое - оформить документы для официальных нужд. Можно хоть каждый день давать разъяснения обычным гражданам, а если не устраивает - жалуйтесь в вышестоящие органы, все равно разбираться придется тому же ведомству, в которое поступила та самая жалоба. А выдать необходимую документацию для межведомственной комиссии - значит дать повод для размышления соответствующим контролирующим органам. Поводов таковых в описываемой истории предостаточно.
Напомним, что при введении в эксплуатацию нефтебазы госкомиссия не нашла каких-либо нарушений, а позже, после жалоб граждан, вдруг таковые обнаружились. К тому же, по словам Л. Кристалинской, один из сотрудников местного ОБЭП в доверительной беседе сообщил, что вся история со строительством базы не чиста, начиная с оформления земельного участка. И действительно, все ведомства, предоставляя ответы жалобщикам, до сих пор путаются, кому же принадлежит склад нефтепродуктов. В апреле 2006 года начальник Главного управления МЧС России по СК И. Одер, отписываясь на имя вице-губернатора СК Бориса Калиничева, указывает ООО «Ставнефть». В августе исполняющий его обязанности Г. Киселев почему-то называет некое ООО «Ясень». Такие же «непонятки» встречаются и в заключениях экспертизы промышленной безопасности, проведенной почему-то в Волгодонске неким инженерным центром «Эксперт». В 2002 году, когда проводилась экспертиза рабочего проекта «Расходного склада нефтепродуктов по проспекту Кулакова, 18ж», речь шла об объекте ООО «Ясень». А через два года проводится экспертная оценка соответствия требованиям и условиям в области промышленной безопасности при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывоопасного производственного объекта - нефтебазы ООО «Ставнефть». Из вышеописанного можно предположить, что речь идет о двух разных объектах. Оба ООО имеют разные юридические адреса, разных директоров, разные расчетные счета и т.д., но объединяет их один объект - нефтебаза, расположенная на Кулакова, 18ж. Кому бы она ни принадлежала по бумагам, - если зайти по указанному адресу, то можно увидеть своими глазами вывеску «ООО «Ставнефть», хотя по документам данная земля предоставлена в аренду ООО «Ясень». Чудеса, да и только.
К сожалению, подобных метаморфоз в данной истории слишком много, чтобы уместить их все в отдельно взятом материале, поэтому укажу еще одну, наиболее показательную. Когда жильцы вышеописанного дома стали обращаться во всевозможные инстанции с жалобами на незаконность введения в эксплуатацию нефтебазы, им отвечали, что никаких нарушений нет. При этом даже такое ведомство, как федеральная служба по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека ссылалось на санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утратившие свою силу более двух лет назад. И все бы ничего, если б новый СанПиН вступил в действие уже после введения в эксплуатацию нефтебазы, так нет, к тому моменту закон действовал уже целый год. Это значит, что соответствующие ведомства просто не посчитались с тем, что в непосредственной близости с взрывоопасным объектом находится жилой дом.

Геннадий ТКАЧЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет