Вы здесь

Колечком по алиби

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Колечком по алиби

От сумы да от тюрьмы не зарекайся. Эта народная мудрость вполне оправдана в России не из-за предрасположенности русских людей к сомнительного рода действиям, а потому что правду на Руси испокон веков очень проблематично было найти. Больше всего это относится к тем, кто однажды уже оступился на своем пути. Потом таким людям не просто не верят, их обвиняют во всех смертных грехах. Для чего же существуют исправительные учреждения, если людям, отбывшим наказание, больше не верят?

На днях в редакцию «Ведомостей» пришло письмо от Николая Степаненко, жителя Минеральных Вод, отца незаконно осужденного Ивана Степаненко. В письме говорится о том, что судебной коллегией по уголовным делам СК были отменены два приговора, вынесенных ранее Ивану Николаевичу, а новое судебное разбирательство назначено на 28 апреля.
Приговором Минераловодского городского суда от 21 декабря прошлого года Иван Степаненко был приговорен к 9 годам и 6 месяцам лишения свободы, также ему необходимо выплатить штраф в пользу государства в размере 50 тысяч рублей. В чем же состоит его вина?
Вынося приговор, суд опирался на материалы уголовного дела, из которых ясно, что И. Степаненко 27 октября 2005 года в половине одиннадцатого ночи по предварительному сговору с неустановленными лицами проник в частное домовладение по улице Нагорной в селе Побегайловка, совершил нападение на гражданина П., причинил ему телесные повреждения, похитил золотые изделия и наличные средства на общую сумму в 230 тысяч рублей.
И хотя на момент совершения преступления у обвиняемого есть алиби (доказательство невиновности), подтвержденное супругой и падчерицей, суд не учел данное обстоятельство, впрочем как и то, что обыск в доме Степаненко проводился с грубейшими нарушениями. Пришедшие с ордером милиционеры, как и положено по закону, пригласили понятых, однако, оставив их в одной комнате, спокойно перемещались по дому и двору без свидетелей. В ходе обыска, в куртке тогда еще подозреваемого, которую надевали все члены семьи для выхода во двор, было обнаружено золотое кольцо. Оно-то и стало главной уликой обвинения. В то же время экспертиза доказала, что кольцо, обнаруженное при обыске, не соответствует ни размеру, ни весу, ни другим параметрам пропавших у гражданина П. золотых украшений. Ко всему прочему, наш «гуманный» суд приговорил И. Степаненко к довольно длительному сроку заключения, так как ему вменялся групповой разбой, хотя, так называемых, сообщников до сих пор не нашли, да и искать, как полагают родственники осужденного, никто не собирается.
Когда судебная коллегия отменила оба приговора и отправила дело Степаненко на доследование, появилась хоть и призрачная, но надежда на восстановление справедливости. При этом не стоит забывать, что следственные мероприятия и судебный процесс растянулись на долгих полтора года, в течение которых человек, имеющий алиби, находится под стражей. И даже, если впоследствии будет доказана его невиновность, то «ошибочно осужденный» рассчитывать на какую-либо компенсацию, кроме формальных извинений, вряд ли сможет.
Казалось бы, существуют неопровержимые доказательства невиновности осужденного, тем не менее, приговор неумолим - девять с половиной лет лишения свободы. Почему? Свое мнение по этому поводу высказали в телефонном разговоре родственники
И. Степаненко. Как выяснилось, ранее Иван Николаевич был неоднократно судим. Его отец всегда считал, что виновный обязан нести заслуженное наказание, даже если это родной сын. «Пусть сидит, раз снова за свое взялся», - сказал старший Степаненко, когда Ивана арестовали. А позже из следственного изолятора пришло письмо, в котором сын клялся, что не совершал данное преступление. После этого впервые семья Степаненко наняла адвоката, но и он не в силах помочь, ведь следствие и суд видят в И. Степаненко только рецидивиста. А ведь, как утверждают родственники, в последний раз, вернувшись из заключения, Иван начал жизнь, как говорится, с чистого листа. Устроился на работу, женился на женщине, имевшей ребенка, вместе завели еще одного. На предприятии Ивана характеризуют как хорошего и трудолюбивого человека, соседи тоже отзываются о нем положительно. Да вот только суд остался непреклонным - слепая Фемида продолжает карать тех, кто хоть раз попал под ее разящий меч.
«Ведомостям» удалось дозвониться и до следователя Юрия Лаврентьева, который сразу же вспомнил фамилию Степаненко и статью УК, по которой он был привлечен. При этом подробности дела следователь вспомнить не смог. «Через меня проходит по 30 дел в день, все не упомнишь», - как отрезал Юрий Николаевич. Интересно, а фамилии и статьи остальных подозреваемых, чьи дела Ю. Лаврентьев расследовал в течение последних полутора лет, он тоже помнит?

Геннадий ТКАЧЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет