Вы здесь

Театр оказался вне пространства критики?

Театр оказался вне пространства критики?

Впервые за последний десяток лет в краевом центре состоялось заседание «круглого стола» по теме: «Театр - в пространстве критики». Собравшиеся в Литературном центре представители театрального сообщества - актеры и режиссеры академического театра драмы, краевого театра кукол, муниципального камерного театра, а также журналисты местных газет, пишущие о театре, - вели заинтересованный диалог об освещении деятельности театров края в СМИ.

Открывая заседание, заместитель министра культуры края Владимир Лычагин, отметив, что разговор о театре и СМИ назрел давно, напомнил о значении русской (Дмитриев, Белинский), а затем и советской театральной критики. О том, что судьбы актеров и режиссеров (к примеру, Мейерхольда) очень часто зависели от статьи в газете. У нас сейчас, к счастью, все значительно мягче, но рецензии, информационные статьи, творческие портреты тоже могут повлиять на деятельность театра.
В газетах края с сентября прошлого года по апрель нынешнего о четырех ведущих театрах Ставрополья вышло 114 статей. Это немало. Но как сами статьи, так и реакция на них - неоднозначны. Это сразу выявилось и на заседании.
Так, народная артистка России, режиссер Ставропольского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова Наталья Зубкова сказала, что, на ее взгляд, критик - это профессия паразитарная. «Не бывает так, чтобы мы сами - актеры и режиссеры - друг друга не критиковали. Спектакль - это нечто живое, которое сегодня такое, а завтра - другое»... «Газета, - поддержал Зубкову главный режиссер краевого театра кукол Григорий Гольдман, - это не специализированный журнал, поэтому и театральная критика в газетах сводится, в основном, к пересказу сюжета. Если это грамотный пересказ, то это неплохо, но ведь бывает и так, что читаешь газету и не узнаешь свой спектакль. Журналистам в этом отношении нужен запас знаний, опыт. И я рад сказать, что в ведущих краевых газетах в последнее время появляются интересные статьи, которые помогают нам в работе».
- У газеты, - подтвердила редактор отдела культуры и образования «Ставропольской правды» Наталья Быкова, - свой читатель, и ему совсем не нужна специализированная критика театрального спектакля. Мы не театральные критики, мы популяризаторы... С ней согласилась и бывшая актриса, а ныне руководитель промо-отдела телекомпании «АТВ-Ставрополь», Лолита Склярова: «Тележурналисты отражают событие, но критиковать тот или иной спектакль мы не имеем права. Правда, те статьи, в которых писали обо мне как об актрисе, я сохраняю до сих пор. Ну а критики, я считаю, нужны. Но театральные критики-профессионалы, которых можно пригласить из столицы на какой-то один спектакль. Это для театра очень полезно». «А мы и приглашаем, - заметила помощник худрука по литературной части театра драмы Гелена Луганская, - совсем недавно приезжала столичный критик и одобрила нашу постановку «Ревизора» Гоголя». «Вот это и настораживает, - сказал бывший директор театра драмы Виктор Гольский. - Получается, театр платит деньги критику и заказывает «музыку».
Присутствующие на заседании задумались и решили, что это отдельная тема для разговора. Столичные критики, да и не только критики, и шагу не сделают без оплаты. «Круглый стол» продолжил Владимир Лычагин, который считает, что творческое пространство само по себе полемично. Нужно всем вместе подводить итоги сезона, как делается в Краснодаре и Ростове. «И не только там, - добавила корреспондент «Вечернего Ставрополя Ольга Метелкина. - Год назад во Владикавказе проходил театральный фестиваль, и там, после каждого спектакля, проводился (вместе с журналистами) «разбор полетов». Оказалось, что для них это в порядке вещей. Хотелось бы, чтобы так было и на Ставрополье».
- По количеству «отзвуков» на премьеры, - опять вступил в разговор замминистра культуры, - всех в крае превзошел камерный театр Галины Близно. И как вам это удается? - обратился он к худруку, режиссеру и актрисе Галине Близно.
- А я просто работаю грамотно, - ответила та. - Тем более, что по одной из своих профессий я театровед... И также грамотно объяснила присутствующим, как нужно разделять, что театр конкретно хочет от широкой прессы, а что - от театральных критиков.
- Отрицательная рецензия, - сказали на заседании актеры-кукольники, - тоже реклама. Хотя не очень точное, некорректное слово журналиста может принести вред. Но то, что интерес журналистов к театру есть - это факт. И этот факт радует как актеров, так и режиссеров.
Завершило же заседание «круглого стола» высказывание вашего корреспондента: «Люди искусства очень эмоциональные и легкоранимые. А потому, думается, девиз медиков «Не навреди» - может стать в этом конкретном случае и девизом журналистов». С чем все и согласились.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет