Вы здесь

Любовь Казарновская

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Любовь Казарновская
Единственная и неповторимая

Кто бы мог подумать, что в нашем провинциальном (будем говорить откровенно) Ставрополе сверкнет одним сольным концертом суперзвезда мировой оперы Любовь Казарновская? Как говорится: «И не мечтали». А она включила Ставрополь в свое краткое гастрольное турне по Югу России. Можем гордиться. Казарновская дала всего три концерта: в Махачкале, Ставрополе и Ростове. И разговаривая (очень мило и просто) после концерта с корреспондентом «Ведомостей», пояснила, что гастрольные поездки в провинцию дают ей очень многое. В Москве, да уже и в Санкт-Петербург люди сейчас идут на шоу-тусовки. «А у вас публика идет за праздником, за эмоциями. И этот эмоциональный подъем передается и мне». Тут надо пояснить, что поездки по большим и малым городам России вовсе не редкость для мировой знаменитости. Доктор наук, профессор Любовь Юрьевна Казарновская с 2000 года возглавляет творческий координационный совет культурного Центра «Союз городов», целенаправленно проводя большую культурно-просветительскую работу в городах и регионах нашей страны. Вот и ставропольским меломанам она предложила не концерт в чистом виде, а несколько подзабытую форму музыкального салона, представ перед зрителями не только как певица, но и в роли даже не ведущей, а великолепного рассказчика. Казарновская как бы ввела слушателей в атмосферу тех музыкальных собраний, которые существовали и в Европе, и в России в конце XIX века. Попытаемся рассказать об этом и мы. Но сначала - о самой Казарновской, как о личности.

Предыстория триумфа
Любовь Казарновская родилась в Москве, в семье, на первый взгляд, далекой от музыкальных сфер: мама - Лидия Александровна - филолог, отец - Юрий Игнатьевич - генерал запаса. Люба пела всегда, но после школы хотела поступить в институт иностранных языков. А попала в институт имени Гнесиных, на вокальный факультет. Потом была Московская консерватория, там же аспирантура. Ведущие партии в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, в Государственном академическом Большом театре России, Мариинском (бывшем Кировском) театре в Санкт-Петербурге. Казарновская - лауреат многих российских и международных конкурсов вокалистов.
Но сначала была встреча, которая окончательно определила судьбу молодой певицы. «Меня учили великие педагоги, - сказала Любовь Юрьевна в нашей беседе после ее концерта в Ставрополе, - и больше всего я благодарна Надежде Матвеевне Малышевой-Виноградовой, замечательному педагогу, вокалистке, концертмейстеру самого Шаляпина, ученице великого Станиславского. Помимо бесценных уроков пения, Надежда Матвеевна - вдова литературоведа-пушкиниста, академика Виноградова - открыла мне всю силу и красоту русской классики, научила понимать сокрытое в ней единение музыки и слова».
В возрасте 21 года, еще студенткой Московской консерватории, Казарновская дебютировала в роли Татьяны («Евгений Онегин» Чайковского) на сцене музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Эта партия на долгие годы стала визитной карточкой певицы. Тогда же она стала лауреатом (II премия) Всесоюзного конкурса имени Глинки. Постепенно в ее репертуар вошло более пятидесяти (!) оперных партий. То есть почти все существующие роли для сопрано. И это не говоря об огромном репертуаре камерной музыки: романсов и песен.
В 1989 году великий «Маэстро мира» Герберт фон Караян приглашает молодую российскую певицу на свой самый престижный в мире музыкальный фестиваль в Зальцбурге. Тогда Казарновская блестяще спела в знаменитом «Реквиеме» Верди (дирижер Рикардо Мути). Это нашумевшее выступление положило начало головокружительной карьере, которая в дальнейшем привела Казарновскую в такие ведущие оперные театры мира, как Ковент Гарден, Метрополитен Опера, Баварская штаатсопера и многие другие.
Когда я спросила Любовь Юрьевну, что она может сказать о состоянии сейчас оперного искусства в России, певица с горечью заметила, что «если русский классический балет еще как-то удерживает свои позиции в мире, то опера их абсолютно утратила... Это произошло, когда со сцены Большого театра ушло прежнее поколение таких мировых величин, как Архипова, Образцова, Нестеренко, Милашкина... В пылу перемен в стране, сменившее их поколение полностью оторвалось от традиций Большого. Они уже не знают имена, к примеру, Павла Лисициана и Валерии Барсовой. Это то же самое, что если бы в Италии молодые певцы не знали имени Карузо... В последнее время я не слышала ничего более кошмарного, чем новая постановка оперы Чайковского «Евгений Онегин». Дуэль Онегина и Ленского на фоне груды пустых бутылок - это дикость, а не новаторство. Татьяна Ларина - истеричка и наркоманка - просто бред! Немыслимое надругательство над оперой. Такого просто не должно быть! Есть такие понятия, как бережное отношение к культурному наследию своей страны, как нетленная классика, которой русская опера всегда гордилась, и которая выделяла ее из числа всех прочих... За реконструкцией здания должно последовать восстановление душ».

Особое место в музыкальном мире
Сегодня в музыкальном сообществе планеты Любовь Казарновская занимает особое место, сравнимое, пожалуй, только с танцовщиком Михаилом Барышниковым. Благодаря силе таланта, сценической яркости, эрудиции, потрясающему вокальному мастерству, она в любом вокальном жанре - будь то опера, оперетта, мюзикл, традиционный концерт или красочное шоу, - проявляет себя на самом высоком уровне. Казарновская во многом первая и единственная. Судите сами.
Любовь Казарновская - первое российское сопрано, приглашенное в Зальцбург Гербертом фон Караяном. Она единственная российская певица, исполнявшая моцартовские партии на родине композитора - в том же Зальцбурге на его 200-летнем юбилее. Первая и до сих пор единственная российская певица, исполняющая сложнейшую партию Саломеи («Саломея» Рихарда Штрауса) на самых крупных оперных сценах мира. По мнению ведущих музыкальных критиков, Казарновская считается лучшей Саломеей наших дней. Первая певица, сделавшая запись (на СД) всех 103 романсов Чайковского. Первая оперная певица международного масштаба, сделавшая беспрецедентное по своему диапазону шоу - опера, оперетта, романс, шансон. Первая и единственная певица, исполнившая за один вечер две роли - в операх «Манон Леско» Пуччини и «Манон» Массне. Ее любимые роли - Татьяна в «Евгении Онегине» Чайковского, Виолетта в «Травиате» Верди, Тоска в «Тоске» Пуччини, Леонора в «Силе судьбы» Верди и другие. Ее партнеры - Паваротти, Доминго, Каррерас, Бартоли, фон Штаде, Бергоцци... «Опера, - говорит Любовь Казарновская, - это потрясающий жанр. Когда к ней обращаются личности с прекрасными голосами и держащими себя в хорошей физической форме». Любовь Юрьевна - сама стройная, изящная, с голосом глубоким и «обольстительно вкрадчивым», с огромным диапазоном в четыре октавы, - выразилась после концерта в Ставрополе даже несколько иначе: «У нас в России есть много молодых, талантливых певцов, а на сценах оперных театров по-прежнему «красуются» жирные, с толстыми животами. Куда это годится?!»
Потому-то Казарновская еще в 1997 году создала свою организацию - «Фонд Любови Казарновской» - для поддержки оперного искусства в России. Она учредила стипендии для помощи молодым российским певцам, с 2000 года патронирует единственный в мире Детский оперный театр имени Любови Казарновской (г. Дубна), ведет мастер-классы не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других российских городах..

Покорила и удивила
На афишах в Ставрополе было написано: «Звезда мировой оперы Любовь Казарновская. Сольный концерт «Голос ласковый и томный»... Но зрители, пришедшие в зал Ставропольского академического театра драмы, услышали совсем иное. Знаменитая певица представила программу, в которой органично сочетался ее какой-то особенно доверительный рассказ о высоких взаимоотношениях двух великих людей - русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева и (как ее потом называли) «Хозяйки музыкальной Европы» - певицы Полины Виардо, - и арии, романсы, песни из ее репертуара. Обаяние Казарновской широким потоком струилось со сцены в зал, когда она напоминала слушателям (мягко говоря, большинство узнавало об этом впервые), как Тургенев приглашал Виардо на музыкальные салоны в Россию, знакомил ее с русскими композиторами и писателями, привозил ей ноты Чайковского, Мусоргского, посвящал ей свои стихи. В 1883 году Иван Сергеевич умирает в Париже на руках любимой женщины, а она, пережив его на 27 лет, продолжает собирать в Европе музыкальные салоны и сочиняет на тексты Тургенева небольшие оперетты. «У нас была такая большая любовь, - пишет Виардо в Россию друзьям Тургенева, - что она соединила культуру России и Европы»..
По ходу программы Любовь Казарновская исполняла арии из опер Даргомыжского, Моцарта, миниатюры Скарлатти, Шуберта, романсы Глинки, Абаза, Чайковского. А после концерта поделилась еще своими ближайшими планами. Теперь, оказывается, ей уже мало сопрановых партий. Ее огромный диапазон позволяет ей исполнять и «коронную» партию для меццо-сопрано - главную роль в опере «Кармен» Бизе. Премьера этого спектакля будет, как сказала певица, ближе к лету, так как еще не готовы великолепные костюмы, которые создает Пьер Карден. Готовит Казарновская и международный проект «Музыка для всех», в который войдет четыре концерта, где будут выступать российские таланты - от детей до маститых артистов.
Ну а у тех, кто «сподобился» услышать оперную суперпримадонну международного класса, она навсегда останется в памяти еще и как красивая, обаятельная женщина, способная покорять и удивлять.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет