Вы здесь

Грозит ли нам шопоголизм?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Грозит ли нам шопоголизм?

На рынок идти далеко, в маленький гастроном – дорого, да и ассортимент оставляет желать лучшего. Поэтому – в супермаркет. Благо, в пределах квартала их минимум три.

Современные супермаркеты совмещают приемлемые цены и качественное обслуживание. Хороший оборот товара заставляет верить, что на полках только свежие продукты. Именно поэтому новые магазины самообслуживания привлекают самую разнообразную клиентуру: пенсионеров и людей побогаче, школьников и домохозяек в возрасте.
Настоящая конкуренция и красивый пример западных «маркетов», где ориентация на потребителя стоит на высоком уровне, делают супермаркеты действительно современными. И, кажется, единственная проблема – выбора: куда же пойти, если разница в расстоянии несущественна.
Здесь, в первую очередь, все зависит от приоритетов: дешевле – качественнее – шире выбор – приятнее обслуживание.
Когда-то «Привоз» назывался экономным магазином. В несколько его торговых точек ездили со всего города за дешевыми продуктами. Более того, купленные в нем товары перепродавались на рынке. При этом качество товара было на уровне. Сегодня «Привоз» достаточно дорогой престижный супермаркет. На полках помимо продуктов – посуда, товары личной гигиены. Отличительная черта – особые цены на продукцию для «социальной группы». Для пенсионеров здесь по действительно низким ценам хлеб, крупы, макароны. Рядовой покупатель может получить скидку по дисконтной карте, которую можно получить при предъявлении двух чеков на сумму более 350 рублей.
В «Магнитах» на видном месте объявление о самых низких ценах в магазине за счет отсутствия трат на рекламу. Что соответствует истине. Кроме того, здесь можно приобрести товары со знаком «специально для сети магазинов «Магнит», которые на порядок дешевле аналогичных других марок. Для одних это является стимулом покупки, других, наоборот, настораживает. В «Магниты» не следует идти, если ищете неординарные покупки, ассортимент здесь не слишком широк. К минусам сети можно отнести и зачастую неприветливые лица продавцов.
Приятный персонал встречает в «Универсаме на Ботанике», «Звездном», «Привозе», «Патэрсоне», «Пушкинском». Кстати, с последним связана «показательная» история времени появления супермаркетов. Тогда они еще были уникальными явлениями в жизни города и часто их использовали как ориентиры, назначали у них встречи. Поэтому, после открытия второго «Пушкинского» в Юго-Западном районе, множество людей стояли у супермаркетов с этим названием в разных частях города, поглядывая на часы и удивляясь, где же знакомый, который должен был подойти. Сегодня уже не забывают уточнить, какой именно магазин имеется в виду, да и уникальными они перестали быть. В городе появляются представители всех известных в стране сетей фирменных магазинов. Готовится к открытию «Гроссмарт», появился «Рамстор».
Новые магазины отличает от уже привычных нам супермаркетов прежде всего пространство. Между рядами полок свободно могут разминуться две тележки и корзинка. Площади магазинов позволяют разместить товары не только различных производителей – но и различного назначения. Здесь можно купить практически все – от нижнего белья до хлеба. В «Рамсторе» хлебобулочные изделия выпекают прямо при магазине. Вкусно. Но из подслушанных отзывов: «Из какой муки нужно печь хлеб, чтобы он столько стоил?» Задумайтесь, ведь даже если выпекать хлеб из очень качественных продуктов, цена не должна быть высокой за счет отсутствия посредников и трат на доставку.
Отличительная черта супермаркетов – и различные акции, рассчитанные на привлечение покупателя. Но если, например, в «Патэрсоне» товар дня на самом деле продается дешевле, то объявленные в «Рамсторе» скидки на продукцию, купленную, например, в двух экземплярах, на кассе оказываются не действительными без предъявления специальной карты магазина, которую можно приобрести за отдельную цену.
Большинство супермаркетов имеют ряд общих проблем (с точки зрения потребителя). Прежде всего – в ряде ценников, которые закрывают один другой, бывает трудно разобраться и приходится брать товар наугад. Зачастую указанная на полке с товаром цена не соответствует пробитой в чеке. Это остается незамеченным покупателями, ведь лишние пятьдесят копеек не просчитаешь, когда покупаешь множество различных продуктов на большие суммы. Как объяснили нам в одном из «Магнитов», причина проблемы – нехватка персонала, имеющийся просто физически не успевает заменять непостоянные суммы в ценниках.
Случается, что в первых рядах на полках некоторых супермаркетов – просроченные продукты. В «Звездном» одной бабушке, которая вовремя заметила несоответствие срока годности, администратор быстро и тихо поменял продукт на свежий (кстати, относящийся к молочным, срок годности которых соблюдать принципиально важно для здоровья!) А в «Пушкинском» однажды пришлось поскандалить, чтобы заменить вздувшийся пакет молока.
Еще одна неприятная особенность супермаркетов – при наличии в магазине множества касс, работают лишь одна-две из них, около которых стоят огромные очереди, не меньшие, чем во времена советского дефицита. Даже в недавно открывшемся внешне соответствующем всем «американским» стандартам «Рамсторе» из почти двух десятков касс-выходов обслуживают лишь три. Зато подобного не случается в «Универсаме на Ботанике» и «Патэрсоне».
Еще одна причина, которая иногда останавливает перед супермаркетом – необходимость оставлять принесенное с собой в ящичках, «ответственность за сохранность вещей в которых администрация не несет». А если вы с дорогим фотоаппартом в сумке или у вас в пакете только что купленная эксклюзивная вазочка?
В некоторых магазинах даже не дают жетоны, принимая вещи, в результате – множество случаев забытых в супермаркете сумок. Будем до конца честными – их возвращают в сохранности. Проверено неоднократно.
Интересен выход, который нашли в «Рамсторе», чтобы уйти от ящиков хранения: ваши вещи упакуют в большой прозрачный пакет, не вскрывая который вы можете гулять по магазину.
В магазинах «Тройка» можно наблюдать такую картину – большинство камер хранения не имеют ключей или закрыты без вещей в них (дверцы стеклянные). Поэтому посетителям приходится долго ждать, пока освободится один из нескольких свободных ящичков или доверять общественной честности. «Тройка» вообще знаменита нелестными отзывами. Между стеллажами проходы настолько узкие, что едва протиснется один человек, ассортимент бедный (что не сказывается на уровне цен). На кассе, очередь в которую придется ждать минут десять (в магазине их всего две) просьба дать пакет (естественно, за дополнительную плату) вызывает взрыв негодования продавца-кассира. Приходить сюда во второй раз не хочется. Тем более что в десяти минутах ходьбы – другие супермаркеты.
К вопросу о пакетах – сегодня только в «Рамсторе» и «Привозе» они бесплатные. При этом, в последнем покупку вам аккуратно упакуют. В некоторых магазинах даже в оплаченные пакеты укладывать продукты приходится самостоятельно. Конечно, нетрудно, но ведь само понятие «супермаркет» предполагает наличие сервиса.
Как и у любого явления жизни, у супермаркетов есть две стороны: внешняя и внутренняя, видимая лишь с позиции работника магазина, продавца. То есть человека, от которого во многом зависит наше впечатление от процесса покупки. Прежде всего хочется заметить, что требования, предъявляемые к ним, мало отвечают уровню заработной платы. Начинающему продавцу супермаркета предложат не более трех тысяч в месяц. Профессионал со стажем может зарабатывать около шести. При этом любые недостачи вычитаются из заработка персонала. За любую жалобу психически неустойчивой покупательницы продавца ждет основательная «промывка мозгов». Существует и система штрафов для сотрудников магазинов. Есть среди них и полезные для потребителя: например, за «случайную ошибку» в сумме чека. С кассира за это спишут чуть ли не четверть месячной зарплаты.
Так что в следующий раз, когда вам покажется, что в супермаркете недостаточно широко вам улыбнулись, вспомните, что рабочий день продавца-консультанта длится четырнадцать часов и, возможно, человек перед вами уже сутки не спал.
Зачастую неудовольствие потребителя вызывает и неопрятный вид персонала. Но мало кто задумывается, что причина – в нежелании фирмы затрачивать средства на качественную экипировку сотрудников. Вот и носят продавцы форму, которая после первой стирки годится разве что для протирки полов.
Кроме проблем собственно супермаркетов, есть еще одна - психологическая проблема их появления, которая в большей степени касается женщин. Уйти из супермаркета, не оставив там практически всех принесенных с собой денег, под силу не каждому. На красиво оформленных витринах перед вами товары, которые очень хочется приобрести: можно же сделать себе приятный подарок, ведь именно эта вещь так красиво впишется в интерьер, а шарфик вы давно хотели купить, просто не попадался. А тут – попалось, и все сразу. Тем более, посчитать, на какую сумму вы уже положили в корзинку товара, достаточно проблематично, если вы не профессор математики. Вот и появилась болезнь, страдающие которой получили даже специальное, хотя и смешное, название шопоголики. Даже если в супермаркете мало непродовольственных товаров, наверное, вы не раз замечали, что, кроме планируемого хлеба, подходите к кассе с баночкой необычных грибов, пачкой слоеного теста и итальянской приправой – интересно же попробовать что-то новое.
Так что будьте осторожны, супермаркет – это не только европейский стандарт обслуживания и широкий ассортимент, но и ваши средства, оставленные здесь – за те же обслуживание и ассортимент.

Ольга ТЫШЛЯР.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет