Вы здесь

Кровь людская - не водица...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Кровь людская - не водица...

Только человек, находившийся между жизнью и смертью, и его многострадальные родные могут знать, насколько высока цена капли донорской крови. Цена не в денежном выражении, а в смысле спасения больного, при операции или вследствие тяжелой болезни потерявшего много крови. В таких случаях, конечно, речь идет не о капле, а о литрах. Капля - это всего лишь символ самой жизни.

В Ставропольском краевом перинатальном центре (роддоме) рожала 23-летняя женщина, поступившая из сельского района. Беременность протекала с патологией, женщину измучил тяжелый токсикоз. После родов (они были первыми) возникли серьезные осложнения, молодая мама находилась в реанимации. Состояние больной требовало переливания большого количества крови. За сутки врачи вливали ей по три литра бесценной «жидкости». И так в течение нескольких дней. Много это или мало, можно судить по тому, что в организме человека находится от 4,5 до 5 литров крови.
Хорошо, что под боком у роддома расположена Ставропольская краевая станция переливания крови, где всегда имеется запас компонентов и препаратов крови, и получить их можно в любое время суток. Общими усилиями молодая женщина была спасена и через некоторое время уехала с новорожденным домой. А тяжелый случай остался разве что в памяти акушеров да родственников молодой матери.
Беседуя с главным врачом краевой станции переливания крови М. Губановой, прошу ее привести другие примеры спасения жизни земляков. Марина Николаевна удивляется: «Это для вас примеры, а для нас это ежедневная работа. Такие ситуации возникают постоянно. Введение компонентов крови, особенно плазмы, ничем заменить нельзя. Это не терапия, где при отсутствии одного препарата можно воспользоваться другим...»
Особенно часто компоненты крови используются в родильных домах, в детских больницах, а также при лечении пациентов с заболеваниями крови и онкобольных, при крымской геморрагической лихорадке. Но, если по большому счету, никто из нас не застрахован от того, что не попадет в автомобильную аварию или не пострадает от теракта, пожара. Геополитическое положение Ставропольского края таково, что рисковать жителям приходится на каждом шагу. А при серьезных травмах зачастую не обойтись без переливания крови.
Но чтобы переливать, надо сначала иметь необходимые запасы необходимых компонентов (их более десятка). До 2005 года заготовкой и переработкой крови занимались непосредственно в территориях - в городских и центральных райбольницах были отделения переливания крови. С введением 131-ФЗ по реформе местного самоуправления эти функции в нашем крае возложены только на три государственные организации: Ставропольскую краевую станцию переливания крови, пятигорский «Сангвис» и краевой Центр специализированных видов медицинской помощи № 2 (г.Буденновск). Формируются выездные бригады, которые по заранее составленному графику делают забор крови на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях.
- У нас ежедневно одна бригада специалистов выезжает в город или район, а вторая работает непосредственно на станции, - говорит М. Губанова. - Почти половина наших доноров - это жители Ставрополя. Здесь каждый день сдавать кровь приходят примерно сто человек. Это студенты вузов, военнослужащие, медики, рабочие, учителя... В краевом центре создан Донорский совет во главе с заместителем главы администрации города Валентиной Николаевной Муравьевой. Медик по образованию, она прекрасно понимает значение этого благородного дела и спрашивает с руководителей, недооценивающих роль донорства...
Если вспомним, одно время авторитет донорства был сильно подорван. Народ испугался, что при сдаче крови может подхватить гепатит, СПИД или другую инфекцию. Доходило до того, что почти опустело холодильное оборудование, где хранились запасы компонентов крови. Но постепенно обстановка изменяется к лучшему. И дело не в материальной заинтересованности сдающих кровь - она незначительная, а, как ни громко это звучит, в гуманной основе самой акции. Студент Ставропольского аграрного университета является донором два года. Во время теракта на Кавминводах пострадала его сестра, долго лежала в больнице, ей вводили препараты крови. Жизнь девушки во многом была спасена благодаря донорам. Теперь брат спасает жизни другим пациентам.
Есть доноры с большим стажем, которые тоже руководствуются не корыстью, а принципами милосердия, следуют девизу «Давая кровь, дарую жизнь».
С 1958 года сдает кровь ставропольчанин А. Слесаренко, привлекший к безвозмездному донорству свою жену и дочь. Общей сложностью семья сдала свыше ста литров крови. И таких добровольцев в крае много. Правда, что касается студентов, то они повышенную активность проявляют не только из благородства - кому не хочется иметь два дня освобождения от учебы?
Если в 2004 году Ставропольская станция переливания крови имела 12180 доноров, то за 9 месяцев 2006-го - уже около 22 тысячи. Это прежде всего результат пропаганды акции в молодежной среде и хорошей напористости самих специалистов службы крови. Но по российскому положению на тысячу жителей должно быть 40 доноров. То есть в нашем крае их надо иметь свыше ста тысяч человек - в пять раз больше. В середине 80-х годов столько и было, а потом начался сильный отток. Сейчас, как ни странно, палки в колеса вставляют директора некоторых предприятий: не разрешают проводить в коллективе день донора или лишают доноров премии за то, что они два дня (день забора крови и следующий за ним день) не выходили на работу. Иные директора, кстати, среди них есть даже депутаты краевой Госдумы, в упор не хотят видеть российское законодательство о донорстве и Трудовой кодекс РФ.
Как проверяется донорская кровь
Взятая у донора кровь в обязательном порядке обследуется на вирусный гепатит В и С, на ВИЧ-инфекцию и сифилис. Если не то что инфекции находятся, а возникло даже малейшее сомнение - кровь уничтожается. Есть еще так называемый серонегативный период, когда анализы у донора нормальные, но он, сам не зная того, может быть зараженным. Поэтому проводится карантинизация плазмы, т.е. она выдерживается в течение полугодия. За это время донор сдает кровь еще 3-4 раза, и если обнаружится заболевание, вся плазма подлежит уничтожению.
Что касается крови, то в целом виде она практически не используется, применяются только ее компоненты. Хотя в экстренных случаях бывает и прямое переливание.
Для экстренного обеззараживания крови краевая станция летом этого года получила уникальный аппарат «Макотроник» французского производства. Пока это единственная установка не только на Юге России, но и в стране. В течение 40 минут в плазме уничтожаются все вирусы, она становится качественной и безопасной, что особенно важно для родильных домов и детских больниц.
Кстати, за рубежом - в Германии, Италии, Бельгии, Франции - такая аппаратура используется уже лет пять. Россия здесь явно отстала, тем приятнее, что Ставрополье является лидером. Нашему примеру недавно последовал Краснодарский край, тоже купивший «Макотроник», намерен приобрести его и Санкт-Петербург.
Возьмите на заметку
Как известно, существует четыре группы крови. У жителей Европы наиболее распространима вторая группа, у африканского населения - первая. Чем это обусловлено - неизвестно. В нашем многонациональном крае распространены все четыре группы. Больному переливается кровь только его группы: обладателю первой группы - первая, второй - вторая и т.д.
Доноры могут сдавать кровь (400 граммов) раз в два месяца, плазму - два раза в месяц. В качестве компенсации за кровь они получают 150, за плазму - 600 рублей. По словам работников краевой станции, сдавать кровь хотя бы два раза в год полезно для любого организма, поскольку происходит обновление крови. Процедура совершенно безопасная, т.к. используются одноразовые расходные материалы.
Почетным донором России, а их в крае около девяти тысяч человек, в качестве меры социальной поддержки выплачивается денежная компенсация в сумме 6000 рублей (в год).

Нина ЕВТУШЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет