Вы здесь

Напилася я пьяной...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Напилася я пьяной...

Стремительное развитие женского алкоголизма грозит нашей стране настоящей демографической катастрофой.

...Русоволосая девочка лет десяти крепко держала за руку 35-летнюю женщину со следами длительных запоев на лице и никак не хотела переступать порог здания с вывеской «Ставропольский коррекционный детский дом». Заглядывала в глаза матери и без конца повторяла: «А ты будешь ко мне приходить? А ты когда меня заберешь?» Женщина гладила дочку по голове и обещала обязательно прийти завтра.
Но вряд ли она сдержала свое слово. Работники детских домов хорошо знают таких мамаш, лишенных родительских прав: только выйдут после свидания за ворота - тут же забывают об оставленных детях. Если учесть, что в прошлом году в нашем крае родительских прав были лишены около шестисот отцов и матерей, а за первое полугодие 2006 года - без малого 270, можно представить, сколько обездоленных ребят каждый год поселяются в таких казенных учреждениях и ждут обещанных свиданий с родными. А причина «разлуки» в подавляющем большинстве кроется в пьянстве, аморальном образе жизни родителей. И самое печальное заключается в том, что часто спиваются, теряя человеческий облик, женщины-матери. Проблема эта острейшая как для России, так и для Ставропольского края.
Известно, что в нашем народе живет неистребимая любовь к праздникам. С широким размахом - и со спиртным - отмечаются не только юбилеи, дни рождения, свадьбы, крестины, присвоение очередных воинских званий - мы готовы поднимать рюмку даже в День независимости никому не известной африканской республики. И доподнимались: не обладая чувством меры, миллионы соотечественников превратились в алкоголиков. На Ставрополье таких тоже много - десятки тысяч.
Впрочем, не только они сами повинны в том, что дошли до крайней черты. Власть еще со времен Ивана Грозного сознательно спаивала народ, думая лишь о пополнении государственной казны. Делала она это и в советское время, делает и сейчас, поскольку государство полностью отказалось от монополии на производство и продажу спиртных напитков. Сегодня, по самым скромным расчетам, потребление спирта на душу населения в России возросло до 15-16 литров. Цивилизованную норму россияне перебирают в два раза. Эксперты Всемирной организации здравоохранения считают, что если потребление чистого спирта на душу населения (вместе с младенцами и 90-летними стариками) «зашкаливает» за 8 литров, это уже опасно для нации и ее генофонда.
Как-то попалась в руки любопытная брошюрка о питейном деле, где проводится параллель с зарубежными странами. Там тоже хорошо «принимают на грудь»: во Франции - 13,5 литра на душу населения, в Эстонии - 9-12, в Чехии - 10, в США - 7,2 литра. Но если за рубежом сложилась культура пития, то у нас она по-прежнему отсутствует.
В западных странах пить крепкие напитки неразбавленными считается признаком дурного тона, у нас разбавить водку - значит испортить ценный продукт. На Западе одного бокала хватает на несколько тостов, а наши обычаи велят каждый раз пить до дна. Между тем комиссия по здравоохранению при ООН считает, что двукратный прием в месяц по 100 граммов крепких спиртных напитков позволяет зачислять себя в разряд больных алкоголизмом.
Но скажите об этом российскому мужчине - поднимет на смех, поскольку 100 граммов у нас и выпивкой-то не считается. А вот женщину, если у нее уже существует алкогольная зависимость, такая доза, по словам врачей-наркологов, может привести к запою.
Впрочем, до запоя она может дойти даже от кружки пива. Особенно, если есть наследственная предрасположенность. Так что молодые особы, которых часто увидишь в ставропольских пивных павильонах с кружками пенного напитка в руках, сильно рискуют своим благополучием. Установлено, что бутылка даже слабоалкогольного 5-процентного пива оказывает на организм такое же воздействие, как 60 мл водки.
Ставропольский краевой клинический наркологический диспансер, как и другие подобные учреждения, работает в закрытом режиме. На входных дверях в отделения установлены решетки. Ничего не поделаешь - контингент буйный, всякое может быть. В больных недостатка нет - все 80 коек двух наркоотделений и 15 коек отделения медико-психологической реабилитации практически всегда заняты. «Запойных» дам поступает меньше, чем мужиков, но их тоже бывает достаточно. По словам заместителя главного врача диспансера и одновременно заведующей вторым отделением Ирины Березуцкой, по итогам первого полугодия 2006 года на учете в наркологической службе состояло 3815 дам с синдромом зависимости от алкоголя, и 807 злоупотребляющих спиртными напитками. Но реальной обстановки эти цифры не отражают, по меньшей мере их надо увеличить в 10 раз.
Что же ускорило стремительное развитие женского алкоголизма?
- Заметный рост пошел в последние 15-16 лет в результате жизненной неустроенности женщин, - говорит Ирина Владимировна. - Многие мужчины в перестроечное время растерялись, не нашли работы, спились. Вся забота о семье и детях легла на жен и матерей. Эта нагрузка оказалась непомерной. На каждом шагу - проблемы и стрессы, а спиртное дает возможность на короткое время забыться. Зато потом формируется стойкая зависимость от алкоголя, а это уже болезнь. Многих к рюмке подтолкнули пьющие мужья или сожители. Большую роль также играет наследственность. Один человек выпивает два раза в неделю - и ничего, а другой употребляет столько же, но спивается...
По наблюдениям российских наркологов, у женщины путь от пьянства к алкоголизму гораздо короче - от полугода до двух лет (у мужчин - до 10 лет). Чем чаще она прикладывается к стакану, тем больше шансов попасть в алкоголики. И неважно, что пьет дама - водка, вино, пиво оказывают одинаковое воздействие на организм. Причем женщину очень легко напоить. С точки зрения физиологии медики объясняют это просто.
Во-первых, в женском организме содержится меньше воды по сравнению с мужским, да и масса тела обычно у женщин невелика. Поэтому при равных дозах концентрация алкоголя у дамы будет выше.
Во-вторых, у женщин фермент, расщепляющий алкоголь до его попадания в кровь, менее активен. Соответственно, и опьянение наступает быстрее.
В большинстве случаев алкоголизм - болезнь людей бедных, но от нее не застрахован никто, даже крутая бизнес-леди. В Ставрополе одна из директрис с несложившейся личной жизнью в один момент так запила, что руководимая ею фирма вмиг канула в неизвестность. А в краевом наркоцентре помнят шикарную женщину, которая жила за богатым мужем как у Христа за пазухой, пока не выяснилось, что капитал он создал, продавая наркотики. Муж сел в тюрьму, а жена так часто топила горе в стакане вина, что детям пришлось определить ее на лечение в стационар.
Кстати, лечение в диспансере для мужчины и для женщины одинаковое. На выведение из запоя уходит около трех недель. Одно койко-место в сутки обходится бюджету в 1200 рублей. Но сами обращаться за медицинской помощью дамы стесняются, поэтому зачастую их привозят родственники. А эффективность лечения зависит от внутренней установки пациентки и выполнении рекомендаций после выписки. Раз в два месяца больные должны наблюдаться у врача-нарколога, но далеко не все являются на контроль.
Нередки случаи, когда пациенты вновь возвращаются на больничную кровать. «Завязать» не хватает силы воли, особенно если не устранены источники стрессов. 60-летняя женщина пришла с желанием избавиться от пагубной привычки. Закодировалась, но по истечении срока на повторный «сеанс» не явилась. Произошел срыв - она снова в стационаре. Молодая особа 20-ти лет ведет асоциальный образ жизни. Мужа нет, ребенка забрала ее мать. Для запоя ей достаточно бутылки пива. Лечилась два раза, не исключено, что появится в третий раз.
- Многие наши пациентки, - говорит заместитель главврача И. Березуцкая, - не понимают, что надо постоянно проводить поддерживающее антиалкогольное лечение. Иначе не будет результата. Само лечение проводится только на добровольной основе. Заставить мы никого не можем - у нас нет такого права...
А раз так, то можно ожидать дальнейшего «расцвета» пьянства. И как результат - рост заболеваемости населения и его сокращения по стране на десятки, а то и сотни тысяч человек в год. Установлено, что каждый добавочный литр спиртного, сверх определенного ВОЗ предела (8 литров), уносит 11 месяцев жизни мужчин и 4 месяца жизни женщин. По заключению медиков, у дам- алкоголичек быстрее, чем у представителей сильного пола, наступает изменение личности, разрушается печень. Дети, как правило, рождаются неполноценными, тоже становятся алкоголиками. Демография трещит по всем швам.
Но, судя по всему, проблема повсеместного пьянства пока мало волнует российскую власть. Депутаты ГД РФ до хрипоты спорили, но так и не признали пиво спиртным напитком. Рекламу напитка на телевидении перенесли на более позднее время, запретили употреблять его в общественных местах - и этим ограничились.
А что по поводу борьбы с пьянством думают представители государственных органов нашего края?
Галина Зубенко - заместитель министра образования СК:
- Надо всячески поддерживать семью и женщину. А у нас наблюдается тихая дискриминация слабого пола. Женщины составляют основную массу безработных. Если у матери двое детей, ей зачастую отказывают при приеме на работу. А это приводит к стрессам и желанию расслабиться с помощью спиртного.
Необходимо ужесточать действующее законодательство. В Англии в 11 часов вечера нигде даже пива не купишь, а у нас вино и водка продаются круглосуточно. Алкогольные напитки молодые люди там могут приобрести только в возрасте 21 года - через три года после совершеннолетия.
Геннадий Грицина - заместитель начальника управления организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД края:
- Раньше существовала система профилактики и борьбы с алкоголизмом. Хорошая, плохая, но она была. Злоупотребляющих спиртным «прорабатывали» в трудовых коллективах, их лишали каких-то благ, существовали ЛТП. Сейчас ничего этого нет. За появление в состоянии опьянения и за распитие алкогольной продукции в общественных местах милиция в основном может предъявить только штрафные санкции.
На мой взгляд, нужен федеральный закон о профилактике пьянства, а к нему документ, где были бы расписаны задачи разных министерств и ведомств и главный акцент делался бы на раннюю профилактику, особенно среди женского населения. Если пьет женщина, то семья и дети страдают многократно.
Как говорится, комментировать нечего...

Нина ЕВТУШЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет