Вы здесь

Пропажа в Эрмитаже: приведет ли «охота на ведьм» к приватизации культурного наследия страны?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Пропажа в Эрмитаже: приведет ли «охота на ведьм» к приватизации культурного наследия страны?

В Ставропольском государственном историко-культурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве состоялся серьезный разговор по проблемам учета и сохранности музейных фондов. Вели встречу с журналистами директор музея-заповедника, член президиума Союза музеев России Николай Охонько и заместитель министра культуры края Владимир Лычагин.

У всех на слуху «музейный скандал», который разразился в Государственном Эрмитаже, где в результате сверки коллекций обнаружилась пропажа 221-й единицы хранения. «Хоровод», который устроили вокруг этого события электронные СМИ, напоминал хорошо спланированную акцию, которую можно было «сравнить» по частоте показа с военными действиями в Ливане. Причем рассуждали о проблемах сохранности музейных ценностей кто угодно, кроме самих музейщиков. И главный удар пришелся по очень видной и уважаемой фигуре в культурной и политической жизни страны - директору Эрмитажа, советнику президента РФ по культуре Михаилу Пиотровскому.
Все это неспроста. Ведь именно от Пиотровского и других профессионалов, входящих в президиум Союза музеев России, впрямую зависит будущее сети государственных и муниципальных музеев страны. Как рассказал побывавший на экстренном совещании музейщиков в Санкт-Петербурге член президиума Союза Николай Охонько, давно уже идут «баталии» по поводу того, чтобы один из последних «неразделенных пирогов» потерял свой государственный статус. Дело в том, что буквально в сентябре нынешнего года в Госдуме Российской Федерации будет рассматриваться вопрос о федеральных автономных некоммерческих организациях (АНО) и поправки к Бюджетному кодексу. И есть заинтересованные лица, которые станут проводить линию на то, чтобы музеи оказались в числе АНО и перешли на самоокупаемость. Как они себе это представляют? «Перешерстить» 79 с половиной миллионов музейных экспонатов в стране и постепенно «избавляться» от них на аукционах типа СОТБИС (в лучшем случае)? И проблем по хранению музейных ценностей поубавится, и чьи-то карманы существенно пополнятся.
А если начинать разбираться по существу, то никакого детектива в «эрмитажном скандале» и нет. Была в Эрмитаже в числе тысяч других коллекция, как говорят музейщики - среднего уровня ценности. Последний раз она проверялась аж в 1949 году. Сколько воды с тех пор утекло... В результате нынешней плановой сверки музейщики, обнаружив недостачу в 221 предмет, дали информацию (как положено) в соответствующие органы. Виновных те нашли достаточно быстро. И что - теперь всех музейных хранителей подозревать в нечистоплотности? Немного официальной статистики. За последние 15 лет случаи пропаж предметов в музеях страны составили:
- от общего количества предметов государственного музейного фонда менее 0, 007%;
- от предполагаемой (очень условно) стоимости предметов музейного фонда стоимость пропаж не превысила 0,05%;
- число «замешанных» в этих пропажах хранителей (десять человек) составило от общей численности музейных хранителей не более 0,1 %.
Это по России. Был год назад зафиксирован такой случай и у нас в крае. В Буденновском музее (филиале краеведческого) была обнаружена пропажа 79 наград, 33 монет, 89 предметов из коллекции бонистики (бумажных денежных знаков). Было сделано заявление в правоохранительные органы. Следствие по этому делу еще продолжается. Не застрахованы от пропаж и другие музеи нашего края. В том же краеведческом, по словам Охонько, учетная работа поставлена хорошо, а вот хранение находится в критическом состоянии: на один метр фондохранилища здесь находится 660 предметов: от монеты до скелета южного слона. Учтем и то, что в столетней истории самого крупного на Ставрополье музея было несколько трагических страниц, которые наверняка негативно скажутся на проводящейся сейчас сверке. Так, в 1927 году, когда в здание на площади Ленина перевозилась коллекция музея Северного Кавказа, то описывалась она очень приблизительно. Во время Великой Отечественной войны музей был разграблен, но конкретного списка пропавших предметов тоже нет. В 1984 году, когда происходила надстройка третьего этажа, все музейные экспонаты срочно перемещались в мечеть (филиал краеведческого), а потом назад, в основное здание.
Проблем масса. В том числе и по мизерной оплате труда самих музейщиков. Об этом тоже говорилось на экстренном совещании в Санкт-Петербурге. А еще о том, что ответственность за сохранность музейных коллекций должны разделить вместе с музейщиками и государство, и общество. Сейчас по поручению президента РФ создаются компетентные комиссии для проведения ревизии музейных фондов. В них войдут представители Росохранкультуры, Министерства культуры РФ, МВД, МЧС... Все это хорошо, но музейное сообщество предполагает, что придут люди, которые не имеют опыта сверки музейных ценностей. И крайне важно, чтобы в эти комиссии были включены музейщики-профессионалы.
Пропажа в Эрмитаже, - продолжил тему замминистра культуры края Владимир Лычагин, - вскрыла целый ряд давно назревших проблем в музейном деле. И самая сложная из них связана с фондохранением. В Ставропольском крае ни один музей не имеет нормального, хорошо оборудованного фондохранилища. То же с пожарно-охранной сигнализацией. В министерстве обсчитали потребность пожарной охраны по краевым учреждениям культуры. Выш ло, что на модернизацию пожарной сигнализации и средств пожаротушения необходимо более 13 миллионов рублей. Создает министерство культуры края и свою межведомственную комиссию, которая помимо работы, связанной с проблемами фондохранилищ, проведет контрольную сверку музейных коллекций и в тех музеях Ставрополья, где она уже завершена. А в середине сентября музейным вопросам будет посвящена выездная коллегия министерства, которая пройдет в Кисловодске. И главное, как отметил замминистра, будут приняты все меры, чтобы в обществе формировался достойный авторитет музейного работника. «Эрмитажный скандал» не должен отрицательно сказаться на имидже уникальной, специфической профессии, богатой своими корнями и традициями.
И, наконец, о хорошем. Наш краеведческий музей, пока единственный в стране, владеет полной базой данных (с 1989 года) в электронной версии. Хотя и ее постоянно нужно модернизировать. А со следующего года намечено создать единый электронный каталог банка данных всех музеев Ставропольского края.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет