Вы здесь

«Проездной» за стольник

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«Проездной» за стольник

Круглый год с востока края на курорты перевозятся сотни тонн сельхозпродукции. Но особенно оживляется движение в августе - сентябре, когда идет реализация овоще-бахчевых культур.

Это горячая страда не только для торгующих, но и для сотрудников ГАИ. Ежедневно через их руки проходит до двадцати машин в час. Но каждая машина с грузом - это не капля в море, а долгожданная единица в работе «трудящихся в поте лица» гаишников. Они даже обижаются как дети, когда грузовик едет пустой. А вот, например, «Газель», полная дынь, представляет для них реальный интерес. Инспектор взмахивает палочкой, останавливая машину и лениво, вразвалочку подходит. Окинув беглым взглядом протянутые водителем документы и не увидев в них заветной купюры, он недовольно спрашивает: «А где самый главный документ? Проездной?»
Сумма так называемого проездного варьируется в зависимости от марки машины и груза, по минимуму, это - 50 рублей с «Газели», 300-500 рублей с «КамАЗа». Выбор у водителей небольшой: либо 50р. в карман проверяющего, либо 600 (минимум) в кассу в виде штрафа. А к чему придраться всегда найдут. Закон у нас на стороне органов. В общем, препираться себе дороже. Вплоть до того, что могут заставить разгружать машину: а вдруг под дынями террористы прячутся? А за 50 рублей - хоть черта вези. В этом случае все документы как по волшебству приходят в норму, и инспектор посчитает для себя непосильным трудом открыть машину, пожелает удачной поездки, ну, разве что пару дынь выклянчит...
Все бы ничего, да только маршрут этот «охраняют» подобным образом примерно шестнадцать постов. Особенно строго организована «охрана» в г. Зеленокумске. Объездной дороги там нет, и все машины едут непосредственно через город, где от въезда до выезда их встречают пять постов. Даже Буденновск и Невинномысск с их стратегическими объектами не охраняются так рьяно. Видимо, такая необходимость вызвана стремлением стражей порядка выполнить план. По признанию самих гаишников, поборы на дорогах - не их прихоть, а приказ грозного начальства. Существует план поборов на нужды ГАИ, на нужды начальства, а также план протоколов дорожных правонарушений. Вот они и стоят, бедолаги, и в зной, и в холод несут бремя системы, а через полгода такой изнурительной работы их не узнать: подтянутые ребята становятся тяжелыми и неповоротливыми.
Бывает, поставят их дежурить на определенное место, а там пусто, нет «улова». А план-то выполнить нужно, вот они и переезжают на другое место, даже если там уже «коллеги» трудятся. Поэтому водители иногда встречают два экипажа на одном посту. И каждый лапу протягивает. Заартачится шофер обоим отстегивать - без проблем, второй экипаж буквально на 50 метров отъедет и тут же тормозит с проверкой...
Ехал один знакомый с грузом через Зеленокумск. А там авария. Машины помятые, жертвы, милиция. И тут гаишник не растерялся: сноровисто так на подножку грузовика запрыгнул и говорит, давай, мол, быстренько «проездной», а то мне некогда, сам видишь, трупы...
Так охраняется порядок на наших дорогах. А потом мы удивляемся, как террористы проехали и школу захватили. Говорим об обеспечении безопасности, предотвращении терактов, в школах собираем с родителей деньги, чтобы оплачивать труд наемных охранников. А реально, что они смогут сделать? Если за 50 рублей наша Государственная автодорожная инспекция готова пропустить любого.
Конечно, для водителей вариант дать взятку и продолжать путь - это выход, так как почти всегда транспорт идет перегруженный. Любой реализатор согласится с тем, что возить товар, соблюдая нормы грузоподъемности - невыгодно. Поэтому, самый распространенный вид нарушения - это перегруз. А все требуемые документы на товар на самом деле не гарантируют качества товара, это просто дань установленным бюрократами порядкам да лишний повод для поборов и взяток. Никто не поедет с килограммом помидоров в столицу края за сертификатом соответствия. Хозяин выращенной продукции просто покупает сертификат с печатью у владельца арендуемой земли, а потом продает документ торговцу вместе с товаром, и абсолютно не факт, что товар действительно проверен. Так что лист бумаги, названный «сертификатом соответствия», подтверждает лишь то, что перед нами помидор, а не огурец, в чем мы в состоянии убедиться сами. Карантинный сертификат, который должен свидетельствовать о качестве товара, безопасности его состава, выдается на каждую партию товара, и это нереально - мотаться в город, проверяя каждый собранный урожай. Во-первых, даже ближайшая карантинная служба находится на значительном расстоянии от поля. Зачастую люди не успевают собрать и загрузить продукцию, не то что съездить за штампом в соответствующее учреждение, работающее по определенным часам и дням. Во-вторых, на каждом рынке продукция все равно проверяется в специальной лаборатории. Таким образом, эти документы, не представляя никакой реальной значимости, являются лишним поводом для взяток на дорогах.
О поборах на дорогах говорят много, но как-то смирившись с этим явлением, как с неистребимым злом. Это стало нормой. Говорят, что сложно проконтролировать каждого сотрудника ГАИ, уличить его во взяточничестве. Но было бы желание. Надо просто сесть и проехать хотя бы по указанному маршруту.

Татьяна ИВАНОВА.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет