Вы здесь

Всероссийская сельхозперепись - 1916

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

На основе закона, разработанного Государственной думой, в июле нынешнего года в России будет проводиться сельскохозяйственная перепись. Необходимо иметь реальную картинку: сколько людей занято в сельском хозяйстве, сколько имеется земель, хозяйств, скота. Это позволит принять необходимые решения для развития отрасли и осуществления важнейшего национального проекта.

Интересно обратиться к истории, когда была проведена первая всероссийская сельскохозяйственная перепись. Было это 90 лет назад. Страна находилась в состоянии войны, армия испытывала недостаток в продовольствии, обеспечении лошадьми и фуражом.
Вопрос о проведении переписи был возбужден Особым совещанием по продовольственному делу в феврале 1916 года. В середине этого месяца в Губернскую управу поступила телеграмма министра земледелия о намерении привлечь губернские земства к поставкам скота для армии и необходимости «произвести его перепись в губернии с тем, чтобы на основании полученных данных внести поправки в назначенное для поставок количество скота».
Надо отметить, что, поручая губернским земствам организацию и проведение сельскохозяйственной переписи, Особое совещание не имело ни определенной программы исследования, ни плана работ, сколько-нибудь приспособленного к местным условиям. Вследствие этого несколько раз в течение подготовительного периода изменяло содержание программы переписи и срок ее проведения, что затрудняло организационную работу земств. Наконец, было решено произвести не только подворную перепись скота, но и площадей пахотной земли с распределением ее по посевам. В Ставропольской губернии перепись должна была начаться 15 апреля, позднее срок перенесли на май.
Общее руководство переписью было возложено на статистический отдел Губернской управы во главе с А.А.Пономаревым. Организация же работ в отдельных уездах была поручена уездным статистикам и постоянным сотрудникам статистического отдела.
Губерния, состоявшая в то время из 5 уездов: Александровского, Благодарненского, Медвеженского, Святокрестовского и Ставропольского, была разделена на 22 переписных района. Из инородческих территорий (инородцами обычно называли кочующие народы: калмыков, ногайцев, туркмен): Ачикулакского, Туркменского приставств и Большедербетовского улуса, входивших в состав губернии, были образованы особые территориальные единицы, которые также разделили на более мелкие районы.
Инструктора приглашались преимущественно из среды местных учителей и лиц, принимавших ранее участие в статистических работах. Для укрепления штата инструкторов Губернская управа обратилась во Всероссийский общеземский союз с просьбой командировать пять специалистов, прослушавших специальные статистические курсы, организованные при университете Шанявского в Москве. Обязанности инструкторов состояли в обучении регистраторов, контроле их работы и приеме материалов.
Персонал регистраторов вербовался исключительно из числа местных жителей: наиболее развитых крестьян, учащихся старших классов средних учебных заведений, учителей.
В работах по сельскохозяйственной переписи приняло участие 250 человек.
Подготовительная работа осложнялась и тем, что управление делами Особого совещания по продовольственному делу не торопилось ни с высылкой формуляров и инструкций, ни с открытием предназначенного для губернии кредита. Формуляры были получены незадолго до начала переписи. Управа должна была срочно разослать 56 пудов бланков по уездам, что в то время представлялось делом нелегким. Кредит же был открыт только 17 мая, два дня спустя после заявленного срока начала работ.
В 20-х числах мая перепись была начата во всей губернии.
В ходе переписи регистраторы встретились с рядом проблем. Прежде всего оказались неточными списки домохозяев по ряду селений. Они составлялись на основании страховых ведомостей и сведений об арендаторских хозяйствах Крестьянского земельного банка. Эти данные уже устарели и нуждались в проверке, что замедляло работу регистраторов.
Успех переписи в значительной мере зависел также от отношения к ней населения и от содействия органов крестьянского управления и самоуправления.
Работа не везде шла гладко. Об этом говорят примеры, которые приводятся в сохранившихся в Государственном архиве Ставропольского края отчетах уездных статистиков по сельскохозяйственной переписи.
В Александровском уезде, в таких волостях, как Китаевская, Казинская, Александровская, приходилось «писать бумаги с угрозой жаловаться высшему начальству». Только тогда крестьяне соглашались на опрос. Сельский сход хутора Дворцового, находящегося на землях Крестьянского банка, на сообщение учительниц-регистраторов о цели их приезда заявил: «Переписывать не дадим». Пришлось обращаться к администрации и с помощью урядника производить опрос населения. Лишь после этого улеглось недоверие к учительницам, которых посчитали за немецких шпионок.
В Медвеженском уезде прокатившаяся волна беспорядков внесла в дело переписи свои препятствия. Одним из них стало укрывательство населения от властей. Доходило до того, что крестьяне не являлись в пункты опроса регистраторов, боясь подвергнуться допросу со стороны чинов полиции. В большинстве же сел уезда отношение к переписи было равнодушно-покорным. «Коли нужно для войны, значит, надо сказывать все», - так говорили крестьяне при опросах. Были и случаи искажения действительности зажиточными домохозяевами, но присутствующие соседи «поправляли их».
Троякое отношение к переписи наблюдалось в Святокрестовском уезде: враждебное, равнодушное, сочувственное. Преобладало первое. Причинами были боязнь реквизиции, а в некоторых селах (Степном, Прасковее, Архангельском, Урожайном) - распространяемые «темные слухи, ставящие перепись в связь с пришествием антихриста».
Руководители переписью на инородческих территориях (Ачикулакское приставство, Большедербетовский улус) давали такие характеристики отношения к ней жителей: «в общем уклонений от опросов не замечалось», «население с большой неохотой отвечало на вопросы».
Несмотря на содействие администрации и готовность населения давать сведения, сложно проходила перепись в Туркменском приставстве. Обширность территории, особенно в восточной ее части, где аулы разбросаны друг от друга, кочевой образ жизни части туркмен, затруднения при найме лошадей, незнание языка, невозможность достать даже за большие деньги продовольствие, жара, безводье - вот отрицательные моменты, при которых велась работа.
Самые большие трудности испытывали регистраторы при переписи арендаторов-хуторян. В отчете статистика по Туркменскому приставству рассказывается о дневнике, который вел один из регистраторов. При чтении этого дневника в воображении рисуется не сельскохозяйственная перепись, а путешествие в пустыню, где путешественника ожидают и голод, и жажда, и ночи под открытом небом, а иногда далеко не гостеприимная встреча арендатора. Приводились дневниковые заметки: «Я было решил ехать дальше, но тут запротестовал мой возница: его пугало неизвестное будущее - удастся ли найти людей ночью, да еще не зная дороги, я не стал спорить и разрешил остаться на ночлег у стога сена», «начинается форменная глушь: нет ни одного постоянного жилья, чабаны-калмыки, за малыми исключениями, полуозверелые люди, почти не говорящие по-русски», «воду здесь возят за десятки верст в бочках», «еле живой от голода и жажды добрался до ставки Джелане».
Перепись продолжалась до конца июля, к 15 августа были подведены предварительные итоги, остальные работы продолжались до ноября. Результаты показали, что было описано 173 895 сельских хозяйств, а число жителей, занятых в них, составило по губернии 1 374 990 человек.
В крайгосархиве сохранились карточки сельскохозяйственной переписи 1916 года по отдельным населенным пунктам Ставропольской губернии. Они представляют интерес при поиске родословной. Один из исследователей, например, обнаружил сведения о своем прадеде Овчаренко Артамоне Харитоновиче, проживавшем в с.Левокумском Святокрестовского уезда. Стало известно, что на момент переписи в семье у него было 8 человек, имел 13 десятин земли, двух лошадей, 7 голов крупного рогатого и 11 - мелкого скота.
Цель переписи - способствовать планомерной организации поставки скота для нужд армии - была достигнута. А поскольку перепись приобрела расширенный характер, ее материалы были использованы в составлении общеимперского продовольственного плана.
Е.ГРОМОВА, ведущий археограф Государственного архива Ставропольского края.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет