Вы здесь

Слуга контролирует хозяина

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Закон об общественных организациях вот-вот будет принят, при нынешнем составе Думы за этим дело не станет. Между тем многое в этом проекте очень серьезно тревожит. Начиная с самой постановки вопроса.

Во всех развитых странах, то есть там, где народ живет хорошо, именно общество осуществляет контроль над властью. У нас же с помощью нового закона власть присваивает себе право тотально контролировать общество. Зачем? И на каких основаниях?
По Конституции власть в стране принадлежит народу. Да и сами властные структуры любят подчеркивать, что они всего лишь слуги народа, что их цель обеспечивать свободу и процветание общества. А готовящийся закон в этом смысле однозначен - слуга будет контролировать хозяина.
При этом никакого паритета (государство проверяет народ, но и народ проверяет чиновников) не получится. Ведь у государства полно средств контроля. А что есть у народа?
Такие средства в мире хорошо известны: это независимые общественные организации и независимая пресса. В сегодняшней России практически нет ни того, ни другого. А после принятия первого закона не будет даже теоретически.
Лукавые сторонники нововведения уверяют, что такое положение существует во всем мире, что и в демократических странах общество управляется государством. Но это полная ложь! Например, в Америке нет ни одного государственного телевизионного канала и ни одной государственной газеты. Вся пресса независима! А общественные организации очень сильны, и любая попытка ограничить их свободу дорого обойдется чиновнику любого ранга.
Меня тревожит, что сегодня необычайно усилились силовики. Причем не в той сфере, где они действительно нужны - Чеченской войне не видно конца, криминал разрастается во всех регионах - а там, куда они, по идее, вообще не должны соваться. Они на редкость рьяно занимаются бизнесом, но не производством, а грабежом тех, кто производит. Когда хотят, заводят уголовные дела, когда хотят, закрывают, получая и на том, и на другом колоссальные взятки. Два-три показательных суда над мелкими мздоимцами - это капля в море, чистой воды пиар. Цифра взяток в год - триста с лишним миллиардов долларов! - никем не опровергнута. Да и как ее опровергнешь, если почти поголовное взяточничество чиновников стало общим местом, о нем говорят все, от президента до дворника. По оценкам международных специалистов, наша страна сегодня одна из самых коррумпированных в мире. Вот бы на чем сосредоточиться нашей верховной власти! Увы, вместо этого удар направлен на общественные организации, которые как могут защищают простого человека от произвола и прямого грабежа чиновников.
Кстати, силовик не обязательно человек с оружием. Стоит, например, в любой форме ввести цензуру, и цензор тут же станет силовиком, ибо получит возможность запрещать, разрешать и брать мзду за любое свое решение.
Власть требует от общества «прозрачности», полного отчета в своих делах. Но разве начинать надо с этого? У нас не прозрачна сама власть, мы не имеем понятия, что происходит в начальственных кабинетах, почему принимаются те или иные решения. Мы можем только догадываться, почему посадили Михаила Ходорковского, а к Юлии Тимошенко, которую годами объявляли в розыск, все претензии аннулированы. Мы не знаем, почему практически все телевидение перешло под контроль государственных чиновников, почему редкие относительно независимые газеты одна за другой меняют хозяев, а следом и направление - они стремительно «желтеют».
А дела армейские - разве они прозрачны? Я говорю вовсе не о военных секретах. Когда нам, наконец, объяснят, почему у нас больше генералов, чем во всех европейских странах, вместе взятых? Нам часто показывают по телевидению груды оружия, отнятого у боевиков и доставленного в Чечню якобы из-за границы по горным тропам чуть ли не на верблюдах - но пусть, наконец, объяснят, почему на ящиках с автоматами и гранатами российская маркировка. Торговля оружием, особенно «левая», в высшей степени прибыльный бизнес, а пока он процветает, война не кончится. Вот куда власть должна направить свои прожектора!
У нас больное общество, где чиновники творят, что хотят. В конфликтных ситуациях предприниматели больше верят бандитам, чем милиции и суду. У нас адвокат - это человек, который берет деньги, чтобы часть их передать выше. Когда арестовывают француза или американца, он требует адвоката. У нас тот, кто требует, просто получает по морде. Ни в одной европейской стране нет такого количества самооговоров. И никаких попыток установить «прозрачность» хотя бы в правоохранительных органах не видно. Например, организовали показательный арест «оборотней в погонах», нескольких милицейских начальников не самого высокого ранга. А дальше что? Ведь эти господа не могли действовать без содействия таких же «оборотней» в прокуратуре и суде. Но общество так ничего и не узнало о подельниках вороватых милицейских полковников. Неужели и это была лишь своеобразная рекламная акция вроде тех, что устраивают в конце сезона?
Милиция, прокуратура, суд сплошь и рядом работают так засекречено, словно они иностранные шпионы, которым есть от кого прятаться. Участившиеся в последнее время преследования адвокатов, честно выполняющих свой профессиональный долг, еще больше обостряют ситуацию. Зачем это делается - чтобы прокурорам было легче обходить закон? Какая уж тут «прозрачность» - мы все дышим правовым смогом...
Силовое давление на общественные организации пока получило единственное внятное оправдание: мол, нельзя, чтобы эти «клубы по интересам», особенно финансируемые разными зарубежными фондами, вмешивались в политику. Но этот аргумент не выдерживает никакой критики.
Что такое политика? Борьба с экологическим беспределом в стране - разве это не политика? Правозащитная деятельность, противодействие «басманному правосудию» - не политика? Защита предпринимательства от чиновного рэкета - не политика? Становление в России демократических традиций - не политика? Наконец, борьба с терроризмом - не политика? А все эти виды общественной активности по своей сути интернациональны, и вполне естественно, что правозащитники разных стран помогают друг другу. Кстати, мы и сами поступаем точно так же, когда, например, за счет московского бюджета строим в Прибалтике русские культурные центры, справедливо полагая, что право меньшинства на родной язык не является внутренним делом Латвии или Эстонии.
А как быть гражданам России, которым не нравится ни одна из существующих партий? Очевидно, создавать новую. Без денег это сделать невозможно. А где их взять политически активным, но не богатым россиянам? Ходорковскому, гражданину России, дали восемь лет именно за финансирование политических движений - это признавали практически все политологи. Значит, российскому бизнесу финансировать политическую деятельность нельзя. Иностранному - тем более нельзя. А кому можно? Самой власти? Но работу Кремлевской администрации в этой сфере вряд ли следует признать удачной: создали к прошлым выборам пресловутую «Родину», которая из-за своей полной карьерной беспринципности едва не спровоцировала в Москве нечто вроде парижских пожаров. Кстати, прямой повод потребовать той самой «прозрачности» - по чьей халатности или глупости пропихнули в парламент карьеристов и провокаторов?
Но власть кормит народ - народ оплачивает власть со всеми ее привилегиями. И народ вправе знать, что делается на всех этажах «вертикали». С этой «прозрачности» и надо начинать.
Борис ВАСИЛЬЕВ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет