Вы здесь

Муниципальные выборы будут демократичнее

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Каким быть новому краевому закону о муниципальных выборах? Дублирующим нормы федерального или закрепляющим только то, что субъект РФ может устанавливать самостоятельно? Как будем выбирать глав муниципалитетов и депутатов? По мажоритарной системе (т.е. только по одномандатным округам) или по смешанной, включая выдвижение и по партийным спискам?

Эти и другие проблемы обсуждали депутаты совместно с активистами региональных отделений политических партий на заседании рабочей группы под председательством заместителя руководителя комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и правопорядку Госдумы края Анатолия Батурина.
В июле 2005 года были внесены изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации». Теперь необходимо привести в соответствие с этим законом избирательное законодательство края. Два краевых закона с внесенными изменениями уже приняты на ноябрьском заседании краевой Думы. Это «Об избирательных комиссиях Ставропольского края» и «О референдуме Ставропольского края и местном референдуме». Сейчас идет доработка проекта краевого закона «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления». Его планируется принять в первом чтении на заседании ГДСК 15 декабря 2005 года.
На заседании рабочей группы дискуссия развернулась вокруг принципиальных положений законопроекта.
Федеральный закон дал россиянам смешанную систему выборов: по одномандатным округам и партийным спискам. Законодатели субъектов Федерации вправе для выборов в органы местного самоуправления выбрать одну из систем. Наши предлагают только мажоритарную, т.е. по одномандатным округам. Мотивировка: партии пока недостаточно активны, чтобы повсеместно, в том числе и в малых поселениях, выставить списки своих кандидатов. Кроме того, как сказал руководитель правового управления краевой Думы Сергей Закота, дай бог разобраться в одной системе, а если применить несколько, то все правовое управление будет работать на это. Действительно, юридическое сопровождение местных выборов, да и самой работы муниципальных органов власти в тех же поселениях, оставляет желать много лучшего.
Споры возникли по статье законопроекта, которая дает право участия в выборах органов местного самоуправления иностранным гражданам. В федеральном законе это прописано, но должно регулироваться международными договорами: т.е., предположим, гражданка Украины вышла замуж за ставропольца, сохранила гражданство своей страны, а здесь проживает, имея вид на жительство. Чтобы она могла вместе с мужем выбирать главу или депутата в своем городе или селе, Россия с Украиной должны иметь договор с взаимными гарантиями такого права: их граждане голосуют у нас, наши - у них. У России был такой договор только с Белоруссией, но закончился два года назад. Если будет Общесоюзное государство, вопрос снимается сам собой. Сейчас вроде бы готовится такой договор с Казахстаном. В системе Евросоюза эти нормы действуют давно.
Но опытный юрист Борис Дьяконов, представлявший на рабочей группе «Единую Россию», настойчиво рекомендовал не торопиться с введением такой нормы в краевой закон, подчеркивая, что дать право иностранцам голосовать на выборах в местное самоуправление - это политическая, а не правовая позиция на данный момент, поскольку порядок должен быть прописан на основании международных договоров.
Обсуждаемый законопроект даст больше возможностей рядовым небогатым, но политически активным ставропольцам реализовать свои политические и властные амбиции. Федеральный закон позволяет законодателям субъектов РФ вводить ряд своих норм. В краевом законопроекте предлагается снизить величину предельного размера избирательного фонда, дифференцировав его в зависимости от численности избирателей. Раньше на выборах всех уровней можно было иметь избирательный фонд до 3 миллионов рублей. Кто его мог иметь в небольшом селе? Пришлый латифундист, скупивший земли у обанкроченного хозяйства? Теперь, если в округе до 10 тысяч избирателей, предельный размер фонда 100 тысяч рублей. И далее - по возрастающей. Напомню, залог вносили те, кто не хотел собирать подписи. Теперь с подписями - тоже новация. Законопроект в малых поселениях вообще освобождает кандидатов от сбора подписей, избавляя избирательные комиссии от лишнего бумаготворчества. А выдвижение здесь будет носить заявительный характер.
«Таким образом, мы создаем благоприятные условия для развития демократии на местах», - подчеркнул начальник отдела по вопросам местного самоуправления правительства края Сергей Тарасов.
Председатель комитета по социальной политике краевой Думы Виктор Лозовой снова высказал давнюю свою мечту внести в закон статью об ответственности депутатов за выполнение наказов избирателей и сам же согласился, что это может быть эффективным, если будет закон об отзыве депутатов. Но федеральные законодатели на такое «самоубийство» идти не планируют.
«Мы идем по европейской концепции формирования органов власти местного самоуправления, и депутат избирается, чтобы творить законы, а не выполнять наказы», - пояснил секретарь крайизбиркома Александр Фирсов. Но добавил, что на муниципальном уровне наказы могут быть, равно как и предусмотренная ответственность за их невыполнение.
Галина СЕРГУШИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет