Вы здесь

Улицы назначенных героев

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Шел недавно по центру города Ставрополя, и рука потянулась к фотоаппарату, чтобы запечатлеть таблички с названиями улиц. Не смог объяснить себе, почему перед именами Ворошилова и Тухачевского в названиях улиц не стоит упоминание об их высшем воинском звании, в то время как в табличке на другой улице так и стоит - «Маршала Жукова улица». А ведь маршалами Советского Союза Ворошилов и Тухачевский стали еще в 1935 году, в то время как Жукову это звание присвоили только в 1943 году. А не будь 1917 года, здесь, на углу, красовались бы таблички с названиями Госпитальная и Властовская. На первой размещались здания госпиталя (сохранились до наших дней), в которых лечились воины Кавказской войны. Вторая была названа в честь губернатора Георгия Константиновича Властова, при котором еще в 1886 году Ставрополь получил телеграфную связь с Москвой и Тифлисом. Да и другие дела его по обустройству губернии были не менее значимы.

Городскому начальству виднее, как называть новые и переименовывать старые улицы. Но в этом деле надо советоваться не с группами ходатаев, а со всем населением города. В советские времена переименования улиц были как эпидемии - неожиданными и массовыми, особенно в 1937-38 годах XX века. Третьего сентября 1937 года Президиум Ворошиловского Горсовета переименовал ряд улиц краевого центра. Этого показалось мало, и 25 января 1938 года вышло новое постановление, где в списке улиц Ворошиловска (так именовался Ставрополь в 1935-43 гг.) значилось 282 названия, большая часть которых оказались переименованными. Не противоречило здравому смыслу объединение улиц в тех случаях, когда они составляли одну линию. Но таких примеров было немного. Так, при движении с запада на восток Лермонтовская улица переходила в Первомайскую (раньше она была Вельяминовской), а затем в улицу Розы Люксембург (прежде - Александровская). Этой объединенной улице надо было дать единое название. Стала она улицей Дзержинского, в честь руководителя ВЧК, ГПУ, ОГПУ, органов, известных в крае своими деяниями. Так исчезло имя Лермонтова с той улицы, по которой ходил поэт в дни своего пребывания в Ставрополе. Улицы Невинномысская и Ольгинская тоже были объединены, поскольку представляли единое целое. Но и здесь ни одно из старых названий не было оставлено - ей присвоили имя Молотова, в честь В.М. Молотова (Скрябина), председателя Совета Народных Комиссаров СССР. Сейчас это улица Мира. Из нескольких улиц были образованы современные улицы Маяковского, Розы Люксембург, Краснофлотская, Таманская, позже получившая имя Геннадия Голенева. При объединении улиц и их переименовании идеология стояла на первом плане.
Все связанные с православием названия были заменены. Соборная площадь стала Комсомольской, Троицкий переулок, названный в свое время по находившемуся здесь Троицкому собору стал переулком Рылеева (церковные здания к тому времени были снесены). Крестовые переулки получили имя Горького. Прошлое города предавалось забвению. Оставшиеся от станицы Ставропольской Станичные улицы, их было четыре, получили имя Калинина. М.И. Калинин входил в ближайшее окружение диктатора Сталина и санкционировал массовые репрессии 1930-40-х годов как председатель Президиума Верховного Совета СССР. Одна из четырех улиц, названных в его честь, сохранила свое имя до наших дней. Улицы, названные в свое время в честь именитых людей города - предпринимателей, царских генералов и офицеров, прославивших Родину и город Ставрополь, также получили новые названия. Нестеровская стала Советской, Алафузовские переулки стали Стахановскими. Волобуевские - Дачными, Сипягинский переулок тоже обратился в Дачный, а Ртищевская улица - в улицу Островского. Новые имена улицам подбирались так, чтобы не обидеть вождей революции, своих и зарубежных, а также революционеров местного масштаба. Так появились на плане города улицы и площади имени Ашихина, Блинова, Гофицкого, Трунова и т.п. Не забывали при переименовании старых улиц и героев-летчиков, полярных исследователей, имена которых были на слуху в связи с событиями тех лет: Водопьянов, Молоков, Громов, Шмидт. Литературные пристрастия авторов постановления 1938 года воплотились в улицы Горького, Добролюбова, Маяковского, Островского, Чернышевского. И все это - в ущерб именам, действительно связанным с историей города Ставрополя.
Все это стоило больших денег. В любом случае приходилось менять жестяные номерные знаки на воротах. Они представляли собой сделанные из жести фонарики с кругами под ними, на которых на белом фоне черные цифры указывали номер дома, а под ним по дуге читалось название улицы. В темное время суток электролампочка освещала номер и часть тротуара под ним.
Введенный в те годы тип номерного знака сохранился и в послевоенные годы. Там, где нумерация домов на улицах не поменялась и сами улицы сохранили названия, такие номерные знаки до сих пор несут свои функции. Нумерация домов менялась не только в связи с объединением улиц, но и потому, что начало их отсчитывалось теперь с другой стороны. Так, улица Барятинская, ставшая Комсомольской, начинавшаяся от улицы Льва Толстого (совр. Октябрьской революции), позже начиналась от Варваринской улицы (совр. Розы Люксембург). Дом под номером 26 получил новый номер - 29, а позже, после присоединения к этой улице Трудовой улицы, уже стал числиться под № 103. Все это не смущало новаторов. Лихо перебрасывались и имена революционеров. Та же польско-немецкая революционерка Роза Люксембург, первоначально увековеченная на Александровской улице, была «переброшена» на Варваринскую улицу. А какое отношение к Ставрополю имеет Р. Люксембург, никто не может ответить. Вот бы раз и навсегда определиться, невзирая на затраты, с названиями улиц города Ставрополя. Ведь не было Октябрьской революции в России, а улица с таким названием есть в самом центре Города Креста. Большевики, совершившие вооруженный переворот в 1917 году, приведший к диктатуре генеральных секретарей их партии, канули в Лету, однако их тайные и явные последователи продолжают цепляться за мифы, ими же и созданные. И прославлять ими назначенных героев, в действительности не являющихся таковыми.

Владимир ИВАНОВСКИЙ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет