Вы здесь

Бытоописатель и летописец в одном лице

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Популярности книги «Губернатор» нашего земляка Ильи Дмитриевича Сургучева мог бы позавидовать не один обласканный советской властью член краевого отделения Союза писателей. Повесть «Губернатор» впервые была издана Санкт-Петербургским товариществом «Знание» в 1912 году. Переизданная Ставропольским книжным издательством в 1983 году, книга вызвала большой интерес тем, что в ней описывался дореволюционный Ставрополь. И персонажи в нем, начиная с губернатора и его подчиненных, были из «той жизни», о которой все подзабыли в буднях советской действительности. Процветающий город на Юге России со всеми особенностями его географического положения на горе, не названный по имени ни разу за все повествование, был узнаваемым и в то же время незнакомым. Некоторые географические подробности совпадали до деталей - в этом было сходство. А вот жизнь города, если представить его как живое существо, выглядела необычно.

Возможность приобрести любую заморскую вещь в магазинах провинциального города кажется неправдоподобной. Однако купечество Ставрополя имело связи со всем миром. Оно, это купечество, представлено в книге армянскими, греческими, еврейскими и, конечно, русскими фамилиями, что соответствовало действительности. Дотошные краеведы пытались и пытаются соотнести эти фамилии с реальными людьми, что не имеет смысла. Не нашел любознательный читатель в книге и совпадения географических названий. Верхняя часть города, Воробьевка, в повести именуется Грузиновкой. За Пининым озером скрывается другой объект в окрестностях города. И в то же время в книге упомянут лес Кругленький. Старожилы помнят это название. Здесь в наши дни парк Победы.
Снова - уже в который раз - перечитал книгу и пришел к убеждению, что и новому поколению она понравится. Издать бы ее на хорошей бумаге, да в красочной обложке, и, увлекшись мастерски закрученным сюжетом, с неожиданными поворотами и колоритными персонажами, экскурсами в прошлое, читатели бы поняли, что мы потеряли в ходе экспериментов со строительством социализма, начатых в 1917 году. И не только эта повесть заслуживает внимания издателей. Другие произведения нашего земляка вызовут не меньший интерес. Последняя написанная и опубликованная в России работа Ильи Сургучева - памфлет из двадцати страничек с незатейливым названием «Большевики в Ставрополе». За нейтральным названием кроется страстное повествование о тех днях в Ставрополе, когда противостояние здравого начала и деструктивных сил достигло апогея. Любопытно свидетельство писателя о том, что разрушителями государства были люди, нарушившие присягу, дезертиры. Это они составляли большинство на губернском учредительном собрании 31 декабря 1917 года, провозгласившем советскую власть на Ставрополье. Сургучев присутствовал на этом сборище в качестве представителя прессы. То, что началось после этого, лучше описать словами писателя: «Наступил большевистский рай. Началась социализация и национализация мельниц, театров, кинематографов, земель, лошадей, экипажей и всякой иной собственности. И после этого через месяц на мельницах оказывались уворованными ремни - и они перестали работать. Некормленные и загнанные лошади падали одна за другой... Благодаря безнаказанности, город наполнился ворами и разбойниками, участились грабежи, грабителей ловили частным порядком, судили их на соборной площади своим судом». События тех времен писатель назвал «пляской смерти». Нельзя без содрогания читать описанное Сургучевым надругательство над престарелым генералом Мачканиным, последним предводителем дворянства губернии. Изуродованный труп его был найден на Холодном роднике. В памфлете «Большевики в Ставрополе» приводятся характеристики бандитов и извращенцев, именами которых позже будут названы улицы и площади города. Таковы зигзаги истории.
Род Сургучевых берет начало в Калужской губернии и, видимо, поэтому возведенный отцом Сургучева Дмитрием Васильевичем постоялый двор близ Казанской площади (р-н Нижнего рынка) был назван Калужским подворьем. Рядом с двухэтажным угловым домом Калужского подворья, уже по Ясеновской улице, стоит одноэтажный с фасада и двухэтажный со двора дом, в котором родился Илья Сургучев. Будущий писатель окончил факультет востоковедения Санкт-Петербургского университета, намереваясь стать дипломатом - отсюда знание иностранных языков, начиная с французского и английского и кончая турецким. Однако увлечение литературной деятельностью в годы учебы определило его судьбу - он стал писателем. Первый рассказ «Следствие» был опубликован в 1906 году в ежемесячном иллюстрированном «Журнале для всех», выходившем в Санкт-Петербурге. После этого публикуется двухтомник рассказов, пьесы «Торговый дом» и «Осенние скрипки».
В эмиграции (Прага, а затем Париж) Сургучев создает большую часть своих произведений. Осенью 1942 года писатель последний раз побывал в Ставрополе. В грозное военное время пожилой человек - а ему было уже за шестьдесят - нашел в себе мужество и силы посетить родной город в период его оккупации. Умер Илья Дмитриевич Сургучев в Париже в 1956 году. В 2006 году исполняется 125 лет со дня его рождения, сто лет с начала литературной деятельности и 50 лет со дня кончины.
Вот и поводы для того чтобы на одном из домов, связанных с его жизнью в Ставрополе, установить мемориальную доску с текстом, повествующим об уроженце Ставрополя, писателе с мировым именем, Илье Дмитриевиче Сургучеве. Уместно вспомнить и слова писателя, сказанные им в 1915 году: «В Ставрополе, на Соборной горе, стоит колокольня. Ее построил архитектор Воскресенский... Колокольня Воскресенского - знак... Колокольня видна? - значит, цел, стоит на месте родной город».
Уже недалек тот день, когда восстановленная колокольня снова станет визитной карточкой Града Креста и будет снова видна из дома, где провел детские годы наш земляк, писатель с мировым именем Илья Дмитриевич Сургучев.

Владимир ИВАНОВСКИЙ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет