Вы здесь

Три года - в борьбе за права человека

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Три года назад - 25 июля 2002 года - краевая Дума назначила Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае. Государственным правозащитником стал бывший прокурор края, заслуженный юрист РФ Алексей Селюков.
В честь маленького юбилея краевого института защиты прав человека в минувшую среду проведена встреча журналистов ведущих электронных и печатных СМИ с А. Селюковым в краевом пресс-клубе.

Перед началом ее представителям прессы раздали информационные листки со статистическими выкладками, отражающими работу омбудсмена в цифрах. Они свидетельствуют, что этот институт оказался не просто востребованным, но востребованность его растет год от года. Если за 5 месяцев 2002 года поступило 330 письменных обращений и принято на личном приеме 245 человек, то в 2003 г. обращений было 981, а принято лично 719 человек. В 2004 году обращений поступило на треть больше, чем в предыдущем. За прошедшие месяцы 2005 года их уже на четверть больше, чем за такой же период 2004 года.
Из общего количества письменных обращений традиционно из года в год более 50 процентов жалоб - на решения и действия правоохранительных и судебных органов. Значительную часть составляют также жалобы на нарушения прав и свобод территориальными структурами федеральных органов власти и управления и их должностными лицами.
Примерно треть обращений удовлетворяется. По значительной части даются разъяснения о способах и механизмах защиты нарушенных прав. При необходимости обращения граждан направляются для проверки по подведомственности. Часть обратившихся получает отказы ввиду законности принятых решений.
Все эти три года при Уполномоченном по правам человека работает Экспертный совет, в который входит около 40 человек - представители юридических кругов, СМИ, ученых, конфессий, общественных организаций.
За прошедший период на Совете рассмотрены следующие вопросы: о соблюдении прав человека сотрудниками органов внутренних дел края, о защите прав лиц, страдающих психическими расстройствами, о соблюдении прав и свобод лиц, содержащихся под стражей и лишенных свободы, о соблюдении прав потребителей в крае, о соблюдении прав и свобод военнослужащих в воинских частях и подразделениях, дислоцирующихся на территории Ставрополья, о проблемах реализации молодежью края конституционных прав и обязанностей и другие. Цель заседаний Экспертного совета - предварительное изучение и обсуждение фактического положения дел с соблюдением прав и свобод, информирование должностных лиц и органов власти о вопросах, требующих властного или иного вмешательства.
Под патронажем ставропольского омбудсмена и сотрудников его аппарата работают три юридических клиники: при Ставропольском госуниверситете, Северо-Кавказском государственном техническом университете и при Ставропольском социальном университете.
Студенты оказывают консультативные услуги, помогают людям юридически грамотно писать обращения и заявления в различные инстанции. В юридической клинике СГУ есть даже опыт подготовки пакета документов в Европейский суд по правам человека, где дело принято к производству.

Ответы на вопросы

О событиях в селе Ивановском:
- Спор идет о том, как считать эти события: как факт массового и грубого нарушения прав человека, как считают правозащитники и большинство средств массовой информации или как факт несущественного и негрубого нарушения, как факт допустимых действий? Я категорически считаю, что это грубейшее нарушение прав и свобод человека, непредусмотренное нашим законодательством. Нет правовых оснований для проведения подобных действий. Я хотел бы, чтобы арбитром в этом нашем споре с правоохранителями и с другими был суд.

О незаконной застройке в г. Ставрополе детских и спортивных площадок и, в частности, о ситуации с попыткой строительства элитного дома в охранной зоне мемориала «Холодный родник» и реакции правозащитника на обращения граждан.
- После жалоб на правоохранительные органы число жалоб на незаконную застройку - самое большое. Просто нас сейчас завалили этими жалобами. Неделю назад ко мне заходил председатель Ставропольской городской Думы И. Епринцев и кроме вопроса проведения выборов (в избирательном округе, где депутатом был трагически погибший Олег Казначеев и где городская Дума в силу каких-то субъективных интересов не желает назначать новые выборы.- Ред.) я поднимал этот вопрос. В каждом конкретном вопросе мне трудно сказать: правильно или неправильно. Думаю, что в большинстве случаев и жители неправы. Конечно, никому неохота терять свободную площадь перед домом, терпеть год или два застройку. Это все понятно, но строить надо. Уплотняться надо. Но я высказал претензию председателю городской Думы: закон требует, чтобы о начале застройки сообщили жителям заинтересованного района и выслушали их претензии. И кроме того, я считаю: если не торопиться выделять этот земельный участок тому, кто просит его под застройку, а дать потенциальному застройщику переговорить с жителями, уверен, что найдется компромиссный вариант. Строители найдут, каким образом договориться.
Что касается мемориала «Холодный родник», это особый случай. В том месте вообще нельзя строить.

Что ответил председатель городской Думы Ставрополя на вопрос Уполномоченного о неназначении даты выборов на освободившееся депутатское место О. Казначеева?
- Епринцев сказал, что, если подождете до сентября, мы назначим выборы. Однако обратившийся ко мне как к Уполномоченному по правам человека гражданин Полубояренко сегодня сообщил, что он подготовил исковое заявление и оно уже принято в Октябрьском суде. Т.е. будет исковое производство по побуждению городских властей к проведению выборов в освободившемся округе.

В каких случаях Уполномоченный по правам человека и его аппарат оказывают обратившемуся с жалобой человеку юридическое сопровождение в суде?
- Мы можем присутствовать в судебном заседании в качестве наблюдателей. Судьи, как правило, не возражают. А защитой занимаются адвокаты. Были случаи, когда мы просили благотворительные фонды, чтобы они оплатили кому-то работу адвоката. Мы со своим аппаратом выступать в роли адвокатов не можем. Мы можем подготовить письмо, аргументы, выступить потом, считаем ли мы законным или незаконным принятое решение, но сидеть в процессе - для этого нет ни правовых оснований, ни возможностей.

Насколько в правовом отношении в сфере прав человека воспитана краевая власть?
- Ну, если бы мне пришлось расставлять по ранжиру, я бы их поставил на последнее - третье место. Ответы на обращения мне дают красивые за подписями высокопоставленных руководителей. Но смотришь - через месяц опять такая же жалоба...
- В общем, бумагооборот нормальный, - резюмировали журналисты.

Вы говорили, что более всего жалоб на правоохранительные органы? На что, в основном, жалуются?
- Обжалуются приговоры и решения и меры пресечения, а особенно интенсивно идут жалобы из следственного изолятора. Но если бы надо было выбирать по ранжиру из трех структур, на кого больше жалуются, я бы сначала поставил милицию, потом суд, а потом уже прокуратуру.
Встреча журналистов со ставропольским омбудсменом длилась полтора часа. Вопросов было задано много. На некоторые ответы еще предстоит получить, поскольку многие обращения граждан в работе. На прощанье журналисты пожелали правозащитнику дальнейших успехов в работе.

Галина СЕРГУШИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет