Вы здесь

Духота в новых корпусах Верхнего рынка в Ставрополе подвигла торговцев на бунт

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В редакцию «Ведомостей» измученные невыносимыми условиями труда предприниматели позвонили в порыве отчаяния. Многократные обращения к администрации торгового комплекса «Центральный», который в народе по-прежнему именуют Верхним рынком, ощутимых результатов не дали. Сносные условия для продавцов и покупателей созданы только в одном из модулей. Два других вызывают ассоциации с преисподней - дышать нечем, находиться невозможно. Предприниматели грозят обратиться в санэпиднадзор и отказаться от аренды торговых точек.

Для того, чтобы оценить обстановку на месте и прочувствовать обоснованность жалоб на собственной шкуре, корреспондент «Ведомостей» отправился на Верхний рынок. Скажу сразу: даже за недолгое время, проведенное в злосчастных модулях, стало очевидно - для того, чтобы прийти сюда в жаркий летний день за покупками, нужно иметь недюжинную решимость, а для того, чтобы работать здесь - железное здоровье.
В большем из двух «неблагополучных» модулей, где торгуют одеждой, обувью и прочим, обеспечением вентиляции занимаются два миниатюрных вентилятора. Один действительно работает, второй - еле шевелит лопастями: похоже, он и сам не верит в собственные силы. Над одним из рядов по всей длине комплекса тянется непонятное ни на первый, ни на второй взгляд сооружение. Торговцы поясняют - это кондиционер. Но он не работает. Дело в том, что когда его включают, с него на вещи в расположенных под кондиционером торговых павильончиках, начинает течь вода. Товар, при этом, естественно, приходит в негодность.
Единственные комфортные места в этом модуле те, что находятся в крайних рядах, где входы-выходы. Там даже присутствует легкий сквознячок. Но по мере перемещения к центру комплекса становится все хуже и хуже. Воздух не движется совершенно, полностью игнорируя усилия вентиляторов. Температура, уверяют «вооруженные» термометрами «центровые» продавцы, здесь поднимается до 40 градусов и выше.
Появление журналиста в модуле № 2 вызывает сильное оживление среди разморенных духотой предпринимателей. Вокруг собирается группа активистов, и тотчас же начинается стихийный митинг. Что характерно: представляться люди отказываются, самые смелые называют только имена и отчества.
- Я тут год работаю. И могу сказать, что в прошлом году была та же история, - говорит молодая девушка, торгующая аксессуарами к сотовым телефонам в одном из центральных рядов. - Вначале мы обращались устно, потом письменно. В этом году с мая начали хлопотать. Нам обещали поставить два мощных кондиционера. Потом обещали открыть шесть пролетов, чтобы создать поток свежего воздуха. Затем сказали - поставим по три вентилятора с каждой стороны. Сейчас уже август на носу, а у нас на весь огромный комплекс всего два еле живых вентилятора, от которых никакого проку.
- Здесь невозможно торговать, - утверждают «бунтари». - Люди только зайдут - сразу выскакивают как ошпаренные. А тем, кто все-таки остается, часто становится плохо...
- Я лично видел, раза три «скорая» приезжала, забирала людей, - вставляет мужчина с кавказским акцентом.
- И про мой случай напишите, - присоединяется к митингу пожилая предпринимательница. - Я торгую большими размерами. Недавно женщина у меня зашла за ширму, разделась, и ей стало плохо. Она даже одеться не могла. Так и сидела минут пятнадцать в трусах и в лифчике, пока мы ее холодной водой поливали.
Собравшиеся, перебивая друг друга, рассказывают «случаи из жизни», жалуются на тяжелые условия труда. Чувствуется, что их действительно допекло - и в прямом, и в переносном смыслах - и жаркое солнце, и равнодушие администрации рынка к их страданиям.
В том модуле, что поменьше - его работники между собой называют «шапка» - обстановка ничуть не лучше. Можно даже сказать - хуже. Здесь торгуют хозяйственными товарами. Тут нет даже бутафорского кондиционера. Есть только вентилятор. Один. В потолке. Он гудит. Это, пожалуй, единственный признак его присутствия. Ни под ним, ни справа, ни слева, ни спереди, ни сзади - ни малейшего шевеления воздушных масс не ощущается. Зато хорошо ощущается запах краски.
- У нас тут от жары периодически банки с краской взрываются, - поясняют продавцы.
- Знакомый как-то ко мне зашел, был потрясен - как, говорит, я буду что-то покупать, если я здесь даже двух минут находиться не могу!? - рассказывает предприниматель, представившийся Иваном Петровичем.
- Я за год работы здесь ни рубля прибыли не получил, - вступает в разговор хозяин соседней торговой точки.
- Мы постоянно несем убытки, - дружно подтверждают остальные.
Самое обидное, по словам предпринимателей, что эти крайне некомфортные условия работы созданы на их же собственные деньги.
- Все мы сдали по 78 тысяч рублей беспроцентной ссуды на строительство этого модуля, - говорит Иван Петрович. - В договоре было сказано, что погашаться они будут за счет арендной платы. Но происходит это как-то странно.
Размер арендной платы - это еще одна «больная мозоль» предпринимателей Верхнего рынка. Кто-то платит 8 тысяч рублей в месяц, кто-то - 11. Это зависит от размеров торговой точки. К примеру, аренда павильончика площадью 7 кв. м. обходится ежемесячно в 13 тысяч рублей. За счет ссуды погашается очень незначительная часть этой суммы.
- У меня арендная плата - 7200 рублей. 5700 - плачу я. Полторы тысячи погашается за счет ссуды, - говорит одна из митингующих. - Это ж сколько лет я должна буду арендовать это место, чтобы рынок полностью со мной рассчитался за ссуду!?
- У меня на «Брусневском» магазинчик - 16 кв. м. Я плачу за него 3300. А здесь с нас дерут три шкуры! Да еще и условий никаких!
Возмущение измученных предпринимателей вылилось в заявления, адресованные администрации рынка. В них подписанты, числом около двухсот человек, в очередной раз просят «принять меры в связи с невыносимыми условиями нахождения в комплексе». В одном из заявлений даже обещают обратиться в вышестоящие инстанции и отказаться от аренды на последующие месяцы в случае непринятия мер администрацией. Но многие, очевидно, уже ни на что не рассчитывают - доска объявлений в несколько слоев обклеена объявлениями о продаже торговых мест.

Попытка выяснить, что в свете таких минорных настроений собирается предпринять администрация рынка, успеха не имела.
- У нас частная компания, так что это наше личное дело, вас не касается, - «отбрила» по телефону руководитель ООО ТПГ «Интеррос» (так официально называется владелец Верхнего рынка) Людмила Стахурлова. - У нас очень много выигранных в суде дел. И если вы в газете напишите что-то, что не соответствует действительности, мы подадим в суд, и вам придется за это заплатить...

Марина ТИМЧЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет