Вы здесь

Аферистка представлялась советником губернатора

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Завязка - вся сказка, развязка - страданье. И так бывает не только в любовных коллизиях. В нашей истории - сказок - 27. Главным двигателем сюжетов стала неистребимая вера добровольцев мошеннических манипуляций в то, что если нельзя, но очень хочется, то можно. В обход закона. За отдельные деньги. Если дать нужному человеку, обладающему нужными связями.

Итак, однажды в начале сентября 2002 года Инна - третьекурсница юридического факультета одного из ставропольских госуниверситетов (имя потерпевшей из этических соображений изменено) заглянула на огонек к своим знакомым - Саше и Кате. У них была гостья - обаятельная темноглазая блондинка лет 40, которую приятельница представила Инне как Фаину Сергеевну - советника губернатора края по экономическим вопросам и одновременно председателя краевого общественного благотворительного фонда «Милосердие и реабилитация» (МиР). После недолгой беседы «высокопоставленная дама» предложила якобы очень понравившейся ей девушке помочь в трудоустройстве в любую из правоохранительных структур. После обсуждения остановились на управлении Федеральной службы налоговой полиции по Ставропольскому краю. Инне была обещана должность сразу заместителя начальника отдела. За услугу мнимая советница губернатора запросила 11 тысяч долларов. Девушка, которой в момент встречи еще нескольких дней не хватало до 18 лет, сочла, что для этой должности созрела. Доллары передавались в два приема. Первый раз «дама со связями» предложила Инне прийти к ней домой. Назвала адрес: пр. К. Маркса, 35. Возле дома стоял роскошный темно-синий «Мерседес-600». Инна позвонила по коду, и из подъезда вышла Фаина Сергеевна в сопровождении мужчины, которого она представила как своего мужа Саламу. За рулем «мерса» сидел водитель, которого назвали Исмаилом. Мужчины оставили дам в салоне машины одних, и Инна передала Фаине Сергеевне 5500 долларов.
Через несколько дней «дама со связями» сообщила, что необходимо принести остальную сумму - еще 5500 долларов, а также справки с места жительства, из университета, фотографии и заполнить анкету, которые Саламу, якобы являющийся сотрудником ФСБ, передаст в налоговой полиции кому надо. Инна все сделала. Ее уведомили, что проверка, необходимая для поступающих на работу в правоохранительные органы, будет длиться 6 месяцев. Дама уверила студентку, что весной та уже сможет примерить вожделенный мундир замначальницы отдела УФСНП РФ по СК.
Пришла весна, а обещанного места не было. Девушка продолжала звонить своей «покровительнице», та все обещала...
А в сентябре 2003 года Инна узнала, что Фаина Сергеевна в СИЗО, в отношении нее возбуждено несколько уголовных дел. Девушка обратилась в милицию. Ей устроили очную ставку с «покровительницей». Еще недавно приятная во всех отношениях дама как разъяренная пантера бросилась на бывшую подопечную - так, что та упала со стула и повредила руку. Таким образом, лже-советница продемонстрировала беспредельное возмущение «наглым наговором». Ей совсем не нужно было еще одно уголовное дело. У нее этих «делов уже было как у кошки дремов».
Здесь же Инна узнала, что Фаина Сергеевна на самом деле Фатима Султановна Лесун, уроженка Северной Осетии, живущая в Ставрополе без регистрации и прописки и нигде не работающая. Это официально. А на самом деле она «работала» не покладая рук и головы. Сотрудникам следственного управления ГУВД СК пришлось несколько месяцев трудиться, расследуя дела, касающиеся 27 облапошенных мошенницей сограждан.
Инна была последней. И ее дело было выделено в отдельное производство. Первые 26 рассматривались Ленинским судом. Последнее - Октябрьским, когда по первым эпизодам уже был вынесен приговор.
А начиналось так. В 2001 году в Ставрополе появился краевой общественный благотворительный фонд «Милосердие и реабилитация» (МиР). Для фонда был снят офис в престижном местечке на улице Морозова. Помещение оснастили современной оргтехникой. Стены украсили фотографиями, где председательница фонда была снята с экс-мэром и вице-мэром Ставрополя, другими известными персонами и... губернатором. Последнее фото демонстрирует якобы деловой диалог людей, беседующих на ходу.
В данном случае доступность Александра Леонидовича Черногорова для любого обратившегося к нему простого человека сыграла на руку аферистке.
Оборудовав офис, предприимчивая дама занялась ловлей добычи. С марта 2001 года по август 2003 года она принимала здесь заявления, документы, справки, деньги, а впереди бежала молва, что она «решает вопросы по трудоустройству, поступлению в учебные заведения, получению комнат в муниципальных общежитиях, может устроить на работу в любые правоохранительные органы или в администрацию, вхожа в кабинеты власти.
Будучи в конце декабря 2001 года в Пятигорске, она познакомилась с супругами Ш., которые хотели устроить сына на высокооплачиваемую работу. Представившись помощником губернатора (на сей раз по социальным вопросам), она предложила им взять отпрыска председателем Пятигорского филиала своего фонда. За 1000 долларов. Получив их, предложила оказать помощь сыну семьи Ш. в приобретении комнаты в одном из муниципальных общежитий Ставрополя. За 25 тысяч рублей. Привезли их ей в ставропольский офис в долларовом эквиваленте.
Владельцам кафе «У Розы» - это близ Ставрополя - предложила помочь в обход закона продлить аренду земельного участка. За 2500 долларов.
Сына семьи О. за 30 тысяч рублей пообещала устроить в Ставропольский филиал Южно-Российского гуманитарного института с последующей стажировкой за границей.
Семье С. предложила трудоустроить их дочь в организацию, которая курирует работу сразу пяти рынков в Ставрополе. Запросила 3500 долларов. Эта богатенькая семья из Нижней Татарки решила прикупить сразу 4 комнаты в общежитии, не пожалев за это 6000 долларов. А затем, проникнувшись особым доверием к предприимчивой даме, дала ей адрес своих родственников в Ереване. К ним Фатима Султановна решила съездить в гости в мае 2003 года и взялась передать от них в подарок ставропольской родне золотое кольцо с бриллиантами и золотые серьги с бриллиантами. Тоже прикарманила как и доллары. Главе семьи С. помимо комнат в общежитии обещала еще и двухкомнатную квартиру.
Вообще услуга по решению жилищных проблем пользовалась бешеной популярностью. Клиенты шли как загипнотизированные. Дело в том, что начавшийся перевод муниципальных общежитий в статус жилого дома и возможная затем приватизация комнат с последующей продажей сулили выгоду, превышающую взятку. А кто-то, может быть, искал не выгоду, а угол для жилья. Но все надежды накрылись медным тазом. Обещаний своих мнимая советница не выполнила.
Да и не могла выполнить. Поскольку никто из VIP-персон, чьи фото висели в ее офисе, с нею даже не был знаком. Однако якобы причастность к высокопоставленному кругу сыграла свою роль. Ну, губернатора в суд, естественно, не приглашали. Да и зачем? Навряд ли он вспомнит, кто когда-то мог пристроиться к его ноге, чтобы попасть вместе с ним в фотообъектив? А вот заместителю главы администрации Ставрополя Валентине Николаевне Муравьевой пришлось давать показания. Судя по ним, интерес мошенницы к вице-мэру был вызван тем, что в 2000-2001 годах Муравьева была председателем комиссии по рассмотрению заявлений по предоставлению мест в муниципальных общежитиях на временное пользование без приватизации. С 2001 года - она председатель жилищной комиссии. Желающие получить жилье это знали. И Фатиме Лесун важно было подчеркивать якобы знакомство с В. Муравьевой.
Из объяснения вице-мэра следует: Лесун пришла на одно из заседаний, которые проводились с некоммерческими организациями. Подошла сама, представилась председателем благотворительного фонда «Милосердие и реабилитация», сказала, что готова взять списки малоимущих и нуждающихся и помогать им. Знакомство произошло в конце 2000 года.
Спустя время до нее стали доходить слухи, что Лесун помогла многим нуждающимся. (Суд не исследовал этот аспект, но во всяком случае никто из облагодетельствованных Ф.С. Лесун, если таковые были, защищать ее в судебное заседание не ходил. Хотя, может, действительно изначально кому-то помогла по мелочам, чтобы зарекомендовать себя благотворительницей.)
Затем Фатима Лесун пригласила вице-мэра на открытие своего офиса на улице Морозова. «Я видела Лесун в числе приглашенных на открытии благотворительного фонда «Мать и дитя». Там мы вместе с Лесун и по ее просьбе фотографировались», - поясняла вице-мэр.
Однако в состав комиссий по распределению комнат в общежитиях Лесун никто не вводил. А о том, что очаровательная Фаина Сергеевна на самом деле Фатима Султановна, вице-мэр узнала из сообщения прессы о расследовании уголовного дела.
Судья Ленинского районного суда Максим Соловьев дал аферистке пять лет в исправительной колонии общего режима. Октябрьский суд, где процесс вела сама председатель суда Наталья Просвирина («дело студентки юрфака») - назначил ей три года лишения свободы. Присоединив частично неотбытое наказание по приговору Ленинского суда, окончательно определено 5 лет 6 месяцев в колонии общего режима. Последний приговор вступил в законную силу 1 июня 2005 года.
И еще несколько любопытных фактов по ходу дела.
Как разоблачали Фатиму?
Во время обысков в квартире и в офисе были найдены коробки с обгоревшими документами: заявлениями, справками потерпевших. С этими коробками - отдельная детективная история. Весной 2003 года Фатима попала в больницу и оттуда позвонила своей помощнице - сотруднице фонда - с просьбой уничтожить документы из коробок.
А последняя, которой Лесун была должна 5 тысяч рублей и не отдавала, поставила условие: документы - в обмен на деньги. Сделка состоялась. Горелые бумаги и нашли следователи.
О других героях этой истории.
Студентка юридического факультета Инна. Не будем говорить о дремучем правовом сознании. Не будем о деньгах (родители сказали, что она их накопила за счет подарков и вообще очень самостоятельна в принятии решений. Мама Инны - предпринимательница, а про папу одна из сотрудниц фонда «МиР» говорила, что он вроде «большая шишка» в Дагестане). Но какой же уровень обучения на том юрфаке, если третьекурсница свято верит, что в спецслужбу можно устроиться сразу начальником, не имея высшего образования?
Допрошенный в судебном заседании бывший заместитель начальника УФСНП РФ по СК сообщил, что требованиями, предусмотренными для кандидатов в эту спецслужбу (теперь уже бывшую) были: возраст не менее 20 лет, высшее юридическое или экономическое образование, для заместителя начальника отдела - стаж и офицерское звание не ниже капитана. Естественно, ни о кандидате Инне, ни о мнимой советнице губернатора Фатиме, ни об «эфэсбэшнике» Саламу в налоговой полиции и слыхом не слыхивали.
Из аппарата правительства Ставропольского края в суд была представлена справка, что никогда Фатима Султановна Лесун в штате аппарата правительства не состояла (т.е. советником губернатора не была) и помощником его тоже не являлась. Даже общественным. Их личности строго проверяются.
Что сталось с помощником Фатимы Саламу? Познакомился он с ней в Москве. Через некоторое время они случайно встретились в Ставрополе в ресторане «Новый Рим». Стали общаться. Однажды Фатима сказала, что хочет баллотироваться депутатом в Госдуму края, а для этого надо быть замужем. Попросила разрешения представлять его своим мужем. Он позволил с восточной галантностью.
На предварительном следствии скажет, что жил у нее, откуда деньги не спрашивал. Ушел, потому что у нее якобы появилась навязчивая идея женить его на себе. После этого допроса Саламу никто не видел. Вольная птица: улетел, может, в Москву, может, в Грозный? Водитель «Мерседеса» Исмаил испарился еще раньше.
Помощницы Фатимы - обыкновенные русские тетки, хоть и участвовали в ее манипуляциях, но вины за ними суд не нашел. А за то, что у человека нет прививки от глупости, наказание не предусмотрено.
Не вынесено и никакого определения в адрес милиции, которая «просмотрела» респектабельную мошенницу, длительное время жившую без прописки и регистрации в фешенебельном доме краевого центра.
В общей сложности очаровательная Фатима нагрела простаков почти на 3 миллиона рублей. Естественно, суд постановил взыскать их с нее в пользу потерпевших.
Но вот как взыскать? При проверке оказалось, что у Фатимы Лесун нет в собственности ни квартиры, ни дома, ни иной недвижимости, ни счетов в банках (все проверены), в базе данных Единого земельного кадастра нет данных о наличии у нее земельного участка. Долларов и рублей в ходе обысков тоже не нашлось. Короче, почти 3 миллиона где-то растворились. Как пошутила в разговоре со мной председатель Октябрьского суда Наталья Просвирина, у потерпевших единственный шанс на возмещение убытков в ближайшие годы, если на находящуюся сейчас в местах лишения свободы их «благодетельницу» свалится неожиданно какое-нибудь большое наследство...

Галина СЕРГУШИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 4 (1 голос)