Вы здесь

О наводнении в крае уже забыли. А семья Панферовых никак не может въехать в новый дом

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Почти три года прошло с того трагического дня, когда на Ставрополье обрушилось мощное наводнение, принесшее огромные разрушения, много человеческих бед и страданий. Казалось бы, уже можно на расстоянии, с более притупленными чувствами смотреть на эту беду. Но только не тем, кто ее пережил. Эхо тех трагических событий по сей день не дает «подтопленцам» жить нормально, без нервотрепки.

...Фамилию «Панферова» знают в министерстве ЖКХ, строительства и архитектуры края, в строительной компании «Гарант», в других структурах. Кто-то называет Марину (по паспорту она Мария) жалобщицей, забросавшей чиновников кипами сердитых писем. Кто-то иронизирует: «Как же, ведь она даже президенту телеграмму посылала...»
А что, скажите, делать вдове, оставшейся с тремя детьми, если семья до сих пор проживает в зоне наводнения 2002 года, а начальники разных рангов, от которых зависит решение жилищного вопроса, дают лишь обещания-отписки? И к нам, в «Ведомости», она написала в надежде, что ей на краевом уровне наконец-то скажут - когда же семья заживет в новом доме?
Не будем детально «живописать» тот злополучный июньский день 2002 года, когда случилось наводнение. Семья Панферовых жила в с. Надзорном. Марины в момент «большой воды» дома не было - уехала по делам в село Кочубеевское. Муж с двумя дочками и сыном (им было от 9 до 13 лет) спасался от потопа на высоком орешнике. Слава богу, все уцелели. Но турлучный дом из четырех комнат оказался совершенно непригодным для проживания. Специальная комиссия признала, что он не подлежит восстановлению, а следовательно, семье должны предоставить субсидию на новое жилье. Предлагали на выбор: или строиться в любом месте края, или купить дом в любом месте России.
- Строиться там, где затопленный дом стоял, не разрешили - возможны новые паводки, - рассказывает Марина. - Кто-то стал строиться в Изобильном, кто-то дальше уехал. А нам в Кочубеевском районе нравится - Кубань течет, лес кругом, есть канал. Здесь уже привыкли, все знакомо. Хотя мы не местные, приехали в 1990 году из Баку. Там начались межнациональные конфликты, надо было уезжать.
В Надзорном купили дом, провели газ, воду, баню построили. Здесь у нас с мужем двое детей родилось. В общем, земля стала родной, не хотели еще куда-то бежать...
И решили строиться в Тоннельном. Место как будто удобное - центр, есть где хозяйство держать, землю под огород распахать. В поселке тогда много работало строительных организаций, но Панферовы в октябре 2002 года заключили договор с ЗАО ФСК «Гарант». Вернее, это был трехсторонний договор с участием еще и министерства ЖКХ, строительства и архитектуры края. В доме должно быть четыре комнаты, общая площадь - 90 кв. м, по 18 на каждого члена семьи. Для этого Панферовым предоставлен сертификат на сумму 580 тысяч 500 рублей.
По договору строители обязались осчастливить пострадавшую от наводнения семью в очень короткие сроки - уже к 1 декабря 2002 года она должна была справить новоселье.
Не слишком ли быстро?
- Нас обнадеживало, - говорит Марина, - что о масштабе бедствия знали в Москве, лично президент, все обещали помощь. А когда заключали договор, уже был заложен фундамент и выводились стены. Строители, насколько я знаю, это делали за счет собственных средств и кредитов. В общем, мы очень надеялись...
Увы, предновогоднее новоселье не состоялось. К 1 декабря мало что изменилось - разве что немного подросли стены. Строители объясняли это тем, что на счет «Гаранта» несвоевременно поступали федеральные деньги с блокированного счета заказчика, т.е. Панферовых. Но это уже не от них зависело.
А потом одна за другой пошли новые причины. Зимой не то качество работ - строители уговорили семью подождать до весны. Впрочем, Марина тогда была в таком состоянии, что ее фактически и уговаривать не пришлось. В декабре 2002 года ушел из жизни ее муж Иван. Женщина осталась одна с тремя несовершеннолетними детьми. Где и на что жить? Хорошо, что помогли родственники из Азербайджана. Благодаря им удалось подремонтировать подтопленный дом в Надзорном и на свой страх и риск остаться там зимовать.
Весной 2003 года, по рассказу вдовы, все до копейки деньги на дом в Тоннельном были перечислены на счет строительной компании. Но все равно работы велись ни шатко, ни валко. Было такое ощущение, что деньги уходили в песок. По крайней мере Марина, приезжая каждую неделю на «объект», не видела перспективы справить новоселье даже к новому 2004 году. И тогда она начинает настоящую борьбу за свои права. Правда, борьбу бумажную.
Обращается в министерство ЖКХ края - «Гарант» нарушил условия договора. Заместитель министра А. Хусточкин извещает, что министерство потребовало от компании завершить строительство дома до 15 апреля 2003 года. После этого работы пошли активнее, но не надолго. Чтобы к дому проложили инженерные системы (вода, газ, электричество), М. Панферовой пришлось не только бомбардировать правительство края, а по телемосту обращаться к президенту В. Путину. Хотя в эфире ей слово не дали, все же действия последовали. Деньги в федеральном и краевом бюджетах нашли, наружные коммуникации подвели. Но внутри дом оставался с большими недоделками. У строителей на все письма один ответ - нет средств. В августе 2004 года они полностью прекратили работы.
И тогда в сентябре 2004 года женщина забрала у них ключи. Поменяла замок, привезла в недостроенный дом кое-какую мебель, вещи. И правильно сделала - в других таких же домах ушлый народ стал растаскивать все, что плохо лежало.
А поскольку никто устранять недоделки тогда не собирался, Марина, отчаявшись, отбила телеграмму В. Путину следующего содержания: «Приглашаем на новоселье. Надеюсь, после вашего визита строительство домов для пострадавших от наводнения будет завершено». Президент не приехал, но прибыла комиссия из края. Начальники походили, посмотрели, что-то записали в блокнотах и отбыли. Действий по-прежнему - никаких.
Вот уж поистине хождение по мукам! Вдова с детьми сейчас живет на два дома, и всюду на птичьих правах. Глава Надзорненского сельсовета В. Головко в письме предупредил Марину (она, кстати, депутат сельсовета) о необходимости освободить домовладение в зоне подтопления во избежание несчастного случая. Но куда идти? В Надзорном дочь Надя и сын Сережа учатся в школе. Там огород, который кормит семью.
А в Тоннельном строящийся дом как будто и свой, поскольку в него вложены деньги по именному сертификату. И в то же время - чужой, потому что не введен, нет акта сдачи-приема.
- Я хочу жить в новом доме легально, - говорит мать семейства, - чтобы мои дети на законных основаниях получили жилье. Хочу быть за них спокойной. Хватит уже нас мучить...
Ходим с хозяйкой по дому. Огрехи - на каждом шагу. На кухне должна быть газовая плита - никто ее не поставил, пришлось самим покупать. Нет водяного счетчика. Там, где должны быть розетки, - торчат провода. Линолеум на полах не укреплен, двери - без стекол. Навес у входа в дом не «подбит», снег и дождь забивают чердак. Потолок на кухне обваливался несколько раз - до деревянной «подшивки» (сплошной песок сыпался). Во всех комнатах по потолкам пошли трещины.
По проекту строители должны были установить на кухне новый отопительный котел. Но его покупать не стали - смонтировали из разных частей. Зимой водопровод на улице перемерз, пришлось трубы тряпками заматывать.
В общем, «почерк» строительства был очень хорошо виден - все делалось, чтобы удешевить работы.
На одной улице с Панферовыми стоят еще несколько домов, также построенных для «подтопленцев» из Надзорного. Там тоже масса недоделок. В доме санитарки Т. Плотниковой нет даже электричества. Некому поставить столб и протянуть электропровода.
И что дальше? Сколько еще людям ждать? Первый заместитель министра ЖКХ края Н. Перевертайло недавно в ответе на очередной запрос сообщил М. Панферовой, что в бюджете Ставропольского края на 2005 год предусмотрено выделение средств на реализацию программы по ликвидации последствий стихийного бедствия. В мае деньги на счет министерства поступили, ФСК «Гарант» готовит акты ввода жилья. Но когда мы неделю назад разговаривали на эту тему с генеральным директором «Гаранта» В. Даниловым, актами еще и «не пахло».
Директор, естественно, ссылался на свои причины столь долгого строительства домов. Дескать, передоверились субподрядчику - ООО «Техсервис «XXI век», а он оказался неспособным выполнить работы (а где же был контроль со стороны генподрядчика? - Авт.).
Себестоимость квадратного метра жилья оказалась намного выше, чем планировалось: почти 11 тысяч рублей вместо шести с половиной тысяч. Часть из возведенных домов этой компанией в Тоннельном давно заселена, часть готовых стоит без хозяев - пострадавшие от наводнения отказались вложить свои сертификаты, построили или купили жилье в других местах. А помимо этого здесь же ФСК заложила 24 фундамента под дома. На них так ничего и не «выросло». Затрачены огромные суммы федеральных и краевых средств. «Гаранту» по сертификатам недоплачено три миллиона рублей, 12 миллионов ему задолжало правительство края. Дело дошло до арбитражного суда.
Гендиректор В. Данилов в беседе сказал, что коллектив «Гаранта» дорожит своей маркой и за счет собственных средств сдаст дома в Тоннельном. Те, где люди уже живут (таких шесть) - в мае, остальные три - в июне. Для этого компании надо найти примерно 800 тысяч рублей.
В общем, даже поверхностное знакомство с проблемой убеждает, что при строительстве жилья для пострадавших от наводнения было много неорганизованности и неразберихи. Сюда «закачивались» огромные деньги - федеральные, краевые. Здесь работали десятки организаций и фирм. А теперь попробуй найди виноватых в том, что люди до сих пор бедствуют. Может, в ситуацию надо вмешаться контролирующим и правоохранительным органам?
...В понедельник, 23 мая, я позвонила Марине, чтобы узнать, не начали ли строители устранять недостатки и готовить дом к сдаче. Нет, говорит, все тихо, никто не появился. Неужели снова обещанного три года ждать?

Нина ЕВТУШЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет