Вы здесь

Патриарх Ставропольского поля

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Завтра - большой и красивый юбилей знаменитого ставропольского селекционера, автора более десятка сортов зерновых в том числе озимой твердой пшеницы - культуры, ранее вообще не существовавшей в мире, кавалера орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, почетного гражданина города Буденновска Глеба Иоанникиевича Петрова. Человеку, которым по праву гордится земля ставропольская, исполняется 90 лет. Потомственный интеллигент, из тех, которых, к сожалению, остались единицы, он всю жизнь свою отдал во славу родной земли, во славу русского поля. И осень патриарха - плодотворна. На заслуженном отдыхе он пишет книги...

Этот человек носит фамилию, которая на Руси была очень распространенной, как, например, Ивановы или Васильевы. Имя тоже исконно русское, созвучное слову «хлеб». В наше время оно встречается не так часто. Что же касается отчества, оно, может быть, чуть ли не единственное на Ставрополье.
Судьба его сложная и в то же время счастливая. Отец - Иоанникий Васильевич Петров - был известным священнослужителем на Ставрополье и Кубани. Выпускник Казанской духовной семинарии, кандидат богословских наук, он служил в консистории при архиепископе Ставропольском и Кавказском Агафадоре.
Иоанникий Васильевич пользовался большим авторитетом среди верующих и в светской среде. Гостями его дома были композитор, музыкант, автор песни-гимна «Плещут холодные волны» Василий Беневский, писатель Илья Сургучев, другие известные люди, жившие в Ставрополе в то время. После установления советской власти Иоанникий Васильевич стал настоятелем Варваринской церкви.
Во время произошедшего раскола в Русской православной церкви, чего не избежало и духовенство Ставропольской губернии и области войска Кубанского, которое входило в одну общую епархию, Иоанникий Васильевич занял позицию патриарха Тихона и от этого не отступал. С внедрением единой большевистской идеологии попал в число «социально-опасных элементов», несколько раз арестовывался, а затем безо всякого суда на долгие годы был сослан в сибирскую ссылку, откуда на Ставрополье уже не вернулся.
Мать Глеба Иоанникиевича Елена Дмитриевна, в девичестве Афанасьева, была дочерью преподавателя богословия Ставропольской духовной семинарии и автора богословских трудов Дмитрия Петровича Афанасьева. Сама Елена Дмитриевна - выпускница Ставропольского женского епархиального училища. Непродолжительное время учительствовала. В семье Иоанникия Васильевича и Елены Дмитриевны было шестеро детей (Глеб самый младший). Все дети родились в Ставрополе. До совершеннолетия дожили четверо.
Я не случайно сказал вначале о созвучии слов «Глеб» и «хлеб». Дело в том, что практически вся жизнь Глеба Иоанникиевича связана с агробиологической наукой, с работой по селекции зерновых. Началась она в 1934 году в Средней Азии, где тремя годами раньше тогда 19-летний Глеб Петров после окончания Ставропольской семилетки (школы коммунальной семилетки - ШКС) оказался по воле жизненных обстоятельств. К этому времени мать с младшей дочерью уехала к Иоанникию Васильевичу в Сибирь, покинули Ставрополь и два старших брата. Только в мае 1945 года Глеб вернулся, но не в Ставрополь. Теперь его местожительством стал Буденновск, а местом работы Прикумская опытно-селекционная станция. Здесь он трудился 55 лет!
Это были годы напряженной, упорной научно-исследовательской деятельности. Результат - 12 районированных сортов зерновых культур, в том числе два сорта озимой твердой пшеницы, культуры, ранее вообще не существовавшей в мире.
Кто-то из недостаточно осведомленных читателей, возможно, пожмет плечами: почти за шесть десятилетий выведено всего 12 новых сортов... Но надо знать насколько тяжел, если не сказать, тяжек труд селекционера, сколько усилий не только умственных, но и физических он требует, сколько времени нужно, чтобы получить надлежащий результат.
К примеру, над программой выведения озимой мягкой пшеницы Прикумская-115 - сорта, обладающего устойчивостью к наиболее опасному вредителю зерновых культур - стеблевому пилильщику - селекционер Петров работал 35 лет. Нынче этот сорт включен в Государственный реестр, т.е. районирован в ряде регионов края. Кстати сказать, этот спорт впервые выведен на всем пространстве стран, входящих в СНГ.
Глеб Иоанникиевич Петров первым на Ставрополье взялся за решение задач селекции - науки, основные направления которой были определены академиком Н. И. Вавиловым. Он всесторонне и основательно осмыслил учение об исходном сортовом, видовом и родовом потенциале по наследственной изменчивости растений.
Активно занимался Глеб Иоанникиевич и земледельческим направлением. В свое время он не побоялся «замахнуться» на авторитет самого академика В. Р. Вильямса, доказав, что ранняя распашка пласта многолетних бобовых трав под посевы озимой пшеницы значительно эффективней поздней. Вместо не обсуждаемой тогда директивной поздней распашки (по Вильямсу), стал применяться новый прием. Теперь уже и не все специалисты помнят, кто его автор.
Разумеется, выведение новых сортов - труд не одного человека. Это результат совместных усилий коллектива работников. И тут особо надо сказать о жене, сподвижнице и самом близком друге Глеба Иоанникиевича - Марии Федоровне Косых. Известный ставропольский ученый, доктор биологических наук В. В. Скрипчинский считает, что Глеб Иоанникиевич и Мария Федоровна совершили гражданский и трудовой подвиг в селекционной работе на Ставрополье (М. Ф. Косых умерла в 1993 году). Даже беглое перечисление того, что ими сделано в совместной научно-исследовательской селекционной работе, заняло бы целую газетную полосу. Достаточно назвать такие сорта, как озимая пшеница Прикумская-36, озимый ячмень Прикумский-26, жароустойчивый и засухоустойчивый яровой ячмень Прикумский-22, озимая твердая пшеница Прикумчанка, озимая твердая пшеница Прикумская-124. В выведении их активное участие принимала Мария Федоровна. Причем некоторые из названных и других сортов, районированные многие годы назад, остаются востребованными и сейчас. Причем не только на Ставрополье, но и на Кубани, в Нижнем Поволжье, других регионах.
Сам же Глеб Иоанникиевич считает, что выведение того или иного отдельного сорта не есть главный результат совместной с Марией Федоровной работы в области селекции зерновых культур, поскольку сорт «живет» 15, 20, 25, максимум 30 лет. Куда более важным считает он то, что вместе с нею буквально на голом месте создали Буденновский опорный пункт Ставропольской госселекстанции. И это стало основой селекционного дела на востоке края, которое успешно продолжается.
Нельзя не сказать и о том, что долгие годы Мария Федоровна Косых возглавляла технологическую лабораторию по оценке качества зерна и муки, которая и была создана по ее инициативе и при непосредственном участии.
У Глеба Иоанникиевича и Марии Федоровны было не только одно дело, но и одна душа на двоих.
Будучи до фанатизма, в хорошем смысле этого слова, преданным своей работе, никогда не терявшим веры в селекционную науку, Глеб Иоанникиевич Петров многого добился путем кропотливого самообразования, глубокого изучения трудов ученых-селекционеров. В то же время он получил соответствующие знания и в сельскохозяйственных учебных заведениях. Еще в 1938 году экстерном закончил Андижанский сельхозтехникум. В возрасте, когда было уже за сорок, окончил Ставропольский сельскохозяйственный институт.
В 1961 году Глебу Петрову была присуждена ученая степень кандидата сельскохозяйственных наук. Его перу принадлежат ряд книг и брошюр по проблемам селекции, более 50 научных публикаций, около 100 статей только на агрономические темы. Труд Г. И. Петрова отмечен государственными наградами: орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями.
Что касается ордена Ленина - самой высокой награды во времена Советского Союза, которой удостаивались в большинстве своем люди, добившиеся действительно выдающихся успехов в той или иной отрасли, уместным будет привести то, что поведал автору этих заметок сам Глеб Иоанникиевич.
- Когда я услышал, что меня собираются наградить орденом Ленина, я попросил Ивана Тихоновича Таранова (в то время первого секретаря Прикумского райкома партии, а затем председателя Ставропольского крайисполкома. - А. Ч.-К.) не делать этого, чтобы не вызывать чувства зависти у тех, кто сможет посчитать себя более достойными этой награды. Но Иван Тихонович сказал мне буквально следующее: «Аникеевич! Мы все отреклись при Хрущеве от чистых паров и многолетних бобовых трав. А вернулись только потому, что ты, несмотря ни на что, и то и другое сохранил на своем участке».
Аграрии старшего поколения знают, о чем идет речь.
Глеб Иоанникиевич Петров - почетный гражданин города Буденновска, где живет и сейчас.
Петров не только видный ученый, но и блестящий публицист. Его творческой энергии можно только позавидовать. Помимо многих публикаций на общественно-социальные темы в краевой и местной прессе, издано два сборника его рассказов под общим названием «Как это было». В них история уникальной судьбы фамилии Петровых-Афанасьевых, воспоминания человека, прожившего большую жизнь. В прошлом году вышла еще одна книга Г. Петрова «НЭП в Ставрополе в воспоминаниях подростка тех времен».
Глеб Иоанникиевич и сегодня поддерживает отношения с бывшими коллегами, общается посредством переписки и по телефону с известными учеными, общественными деятелями, писателями, журналистами. Он живо интересуется всем происходящим в стране и мире.
В этом году, кроме 90-летнего юбилея, в жизни Глеба Петрова еще одна знаковая веха - в мае исполнится ровно 60 лет, как он живет в Буденновске. Можно без преувеличения сказать, что большая часть его жизни прошла в поле. И глубоко символично, что дом его расположен на улице Полевой.

Анатолий ЧЕРНОВ-КАЗИНСКИЙ, член Союза журналистов России.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)