Вы здесь

Бой с медициной – трудный самый

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В свои 82 года он подтянут и энергичен. Сразу никогда не подумаешь, что этот человек плохо слышит и практически ничего не видит. Пионер российской реактивной авиации Виктор Степанович Чукасов подорвал свое здоровье во время катастрофы самолета в 1953 году. Полученные травмы сказались спустя много лет. Сейчас бывший летчик и ветеран Великой Отечественной, имея все на то основания, безуспешно пытается добиться получения I группы инвалидности.
Виктора Степановича без преувеличения можно назвать личностью легендарной. Он - один из немногих советских летчиков освоил пятнадцать типов самолетов, пилотируя пассажирские, боевые и спортивные машины. Летать Чукасов стал после окончания Омской авиационной школы пилотов. В силу своего юного возраста войну он застал в самом конце. Попал молодой лейтенант в женский полк Марины Расковой, дислоцированный в Прибалтике. «Малинник» - так охарактеризовали место будущей службы Чукасова. Женщин в части было подавляющее большинство. Все они летали на пикирующих бомбардировщиках и были первоклассными летчицами. Оттуда за несколько месяцев до Победы Виктор был отправлен в Грозненское училище командиров звеньев. Руководство страны было тогда очень заинтересовано в молодом образованном поколении военнослужащих. По окончании училища Чукасов был направлен в послевоенную Германию. Затем - в Закавказье. Часть, где служил летчик, находилась в Азербайджане. Там он проходил боевую подготовку на первых советских бомбардировщиках ИЛ-28.
Дату 19 февраля 53-го Виктор Степанович запомнил на всю жизнь. В этот день он совершал очередной боевой вылет. На высоте 2700 метров самолет с летчиком, штурманом и радистом на борту вошел в облака, стал подниматься вверх, а вышел из облаков только на высоте 9000 метров. Машина Чукасова попала в тогда еще плохо изученные струйные воздушные потоки. Самолет унесло далеко от заданного маршрута. Затем железная птица стала терять высоту. Единственным выходом для экипажа было - срочно катапультироваться. Штурман и радист по стечению обстоятельств не смогли этого сделать на нужной высоте и разбились. Чукасов на парашюте приземлился на высоте 3000 метров в горном Дагестане. Выжить ему удалось только чудом.
- Меня словно Бог спас. Приземляясь с такой высоты, почти все от удара ломают ноги, - рассказывает Виктор Чукасов, - я лишь ушибся. Мне даже удалось спуститься с такой высоты без всякого альпинистского снаряжения. Старожилы этой местности так тогда мне и не поверили, что я это сделал. С ледника вышел к горной реке. Чтобы ее пересечь, пришлось проходить через воду 21 раз. Один раз я поскользнулся и весь вымок, и это притом, что на улице стоял страшный мороз.
Спас Виктора Степановича житель села Гдым, который шел домой горными тропами и случайно заметил Чукасова. Кроме сумок, Мустафа Магомед-хан взвалил к себе на плечи и ослабшего летчика. С тех пор мужчины, кстати, стали лучшими друзьями и не раз ездили друг к другу в гости.
После катастрофы у Виктора Степановича развились аритмия, реактивный невроз. Были повреждены глаза и барабанные перепонки. Пришлось демобилизоваться по состоянию здоровья.
С 1954 года Чукасов живет в Ставрополе. Три года после переезда летчик проработал инструктором в аэроклубе, а затем на много лет связал свою жизнь со Ставропольским авиаотрядом. Летал на различных самолетах по местным и российским линиям. В 1967 году он пережил еще одно потрясение - у пилотируемого им самолета во время рейса оторвало колесо. Посадить машину в таком состоянии может только ас. И Виктор Чукасов сделал это, сохранив себя и самолет невредимыми.
Многое пережил этот человек, работал - себя не щадил. Поэтому так остро он воспринял несправедливость, проявленную недавно к нему медиками. Сегодняшнее состояние здоровья Виктора Чукасова позволяет ему получить I группу инвалидности, но ВТЭК отказывает ему в этом. В гарнизонной поликлинике и 4-й горбольнице на осмотр пациента потратили не больше минуты. Их ответ, мол, вам не положено, прозвучал для ветерана как издевательство.
-Это мне не положено? Мне, перенесшему три операции на глазах и не видящего ничего, кроме света? - недоумевает Чукасов. Мои знакомые говорят - нашел неправильный подход. Есть люди, которые видят гораздо лучше меня, но получившие группу. Как так получилось? Напрашивается на ум только одно объяснение - все сейчас решают деньги. И в нашей медицине тоже.
Вот и говори после этого об уважении к ветеранам Великой Отечественной. Хоть бы к 60-летию Победы постарались, что ли...
Мария МАЦУР.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет