Вы здесь

Иван Громаков: «Я благодарен советской системе за то, что не стал беспризорником и бандитом»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Любят у нас артистов ансамбля «Ставрополье». В этом в который раз убедилась на традиционном их концерте, прошедшем в канун женского праздника в здании краевой филармонии.
На сцене шла монолитная, яркая, красочная программа, где лихие мужские казачьи пляски (с «полетами» над сценой и искрами, летевшими от сабель) сменяли плавные лирические женские танцы, после старинных казачьих песен разыгрывались юмористические танцевальные миниатюры. А в переполненном зале (люди стояли и на балконе) постоянно вспыхивали яростные аплодисменты и крики «Браво!».
Последний поклон. И где-то с краю, у кулисы, кланяется вместе с артистами человек в обычном костюме. О нем-то - главном «колесике» в слаженном механизме - Государственном казачьем ансамбле танца «Ставрополье» - наш рассказ.
Мечтал о море
У директора и художественного руководителя ансамбля «Ставрополье», заслуженного артиста России Ивана Громакова в нынешнем году двойной юбилей: 50 лет со дня рождения и 20 лет его работы в коллективе. Можно сказать, самый расцвет профессионализма.
Все стены его кабинета заполнены дипломами, грамотами, знаками, сертификатами, почетными тарелками (деревянными, фарфоровыми, металлическими). Стало уже обычным, что со всех международных конкурсов ансамбль «Ставрополье» привозит дипломы победителей. Не удивительно и то, что, увидев искусство наших артистов, их приглашают вновь и вновь не только на конкурсы, но и на гастроли. Испания, Португалия, Германия, Греция, США, Польша, Болгария, Таиланд, Италия, Франция... И все не по одному разу. Думал ли когда-нибудь Громаков, что будет артистом балета, а в качестве директора «Ставрополья» объедет почти весь мир?
- Нет, конечно, - отвечает Иван Иванович. - В детстве я мечтал о море...
О чем же, как не о дальних морских странствиях мог мечтать мальчишка, родившийся на Дальнем Востоке, в полтора года потерявший мать, а в шесть лет отданный мачехой в Уссурийский интернат.
- Сейчас многие осуждают советский строй, плюют на прошлое страны, а я, - говорит Громаков, - благодарен государству, что смог развить в школе-интернате свои творческие задатки. Нас учили петь, танцевать, заниматься лепкой, рисованием. Нам некогда было гонять по улице. В нынешнее время я бы, возможно, стал или беспризорником, или бандитом... А море вошло в мою жизнь с дедушкой. Он жил в поселке Зарубино (бухта Посьет) и рыбачил в Японском море. И когда я приезжал к нему на каникулах, он брал меня с собой и учил всяким рыбачьим премудростям. Троюродный же брат научил меня нырять с аквалангом. Одно время я даже хотел стать океанологом, но с точными науками у меня всегда были проблемы. Математику бы просто не сдал на вступительных экзаменах. Поэтому моя мечта так со мной и осталась.
В Уссурийской школе-интернате, где учился Ваня Громаков, детей развивали не только в эстетическом плане. Им еще давали хорошую физическую и военную подготовку. Близкая граница с Китаем давала себя знать. А потому Иван мог поступить и в военное училище. Но он выбрал танцы и Приморское краевое культпросветучилище. Успешно окончил его в 16 лет и получил направление в Московский институт культуры.
- Конкурс на факультет хореографии был огромным - 10 человек на место, - вспоминает Иван Иванович. - А так как я был маленьким, худым, да еще и моложе всех лет на пять-шесть, то два дня стоял под дверью балетного зала, боясь войти. В конце концов меня заметил один из педагогов, привел в зал и сказал: «Вот твое место у станка». И я с этого места боялся потом сдвинуться. Но в институт поступил...
Годы учебы в столице пролетели очень быстро, и Громакова после окончания вуза направили на педагогическую работу на хореографический факультет Кемеровского института культуры. Правда, через два месяца его забрали в армию и он почти два года танцевал в знаменитом ансамбле песни и пляски МВД СССР.
И опять Кемерово. Но Иван Громаков хотел не только преподавать, но и танцевать на сцене. И потому, когда в город на гастроли приехал Кубанский казачий хор, он показался там, и его взяли в краснодарский коллектив в качестве артиста балета и педагога-репетитора. А позже в Краснодар, в поисках директора и художественного руководителя для ансамбля «Ставрополье» приехал директор краевой филармонии Михаил Глатман. Он-то и пригласил Ивана Ивановича сразу на две должности - артиста балета и и.о. директора. Пятого января 1985 года Громаков официально стал ставропольцем.

Подарок губернатора
Конечно, за эти два десятилетия было все: и хорошее, и плохое. Были бесконечные финансовые проблемы. К примеру, коллектив приглашали на какой-нибудь престижный конкурс или фестиваль, а ехать не на что. Или нет денег для обновления сценических костюмов и обуви, которая у танцоров просто «горит».
Рос профессионализм «Ставрополья», росло и уважение к коллективу, интерес со стороны иностранцев, внимание властей. Стало чуть легче, когда министром культуры края стал Евгений Луганский. Несколько артистов ансамбля получили комнаты в общежитии. В помещениях, которые «Ставрополье» арендует у Центра эстетического воспитания имени Ю. А. Гагарина, сделали капитальный ремонт. Выручает и автобус, подаренный губернатором края в мае 2002 года. А в феврале нынешнего года опять-таки губернатор Александр Черногоров выделил миллион рублей (из бюджета края) на покупку для ансамбля спецмашины со сценой, экраном и усилительной аппаратурой. Еще один миллион рублей добавило Министерство культуры РФ. Теперь ансамбль (малым составом) может выступать перед крестьянами прямо на поле.

О коллективе
- По сути дела, вся ваша жизнь, Иван Иванович, проходит на работе. А какая у вас обстановка в коллективе?
- Да, можно сказать, почти семейная. Естественно, что как в любой семье, у каждого свой характер, кого-то поругаешь, кого-то похвалишь, но стараюсь никого особо не выделять. Ну и, конечно, у меня отличные помощники: музыкальный руководитель Олег Анисимов, баянист - заслуженный артист РФ Вадим Абрамов, главный хормейстер Наталья Коржова, хореографы - заслуженный артист РФ Александр Стяжкин и Наталья Самойленко, костюмер Лариса Минченко. Все артисты и вспомогательный состав любят свой коллектив, болеют за него. Если нужно что-то, к примеру, погрузить в машину или автобус (реквизита хватает), то не надо никого просить - все работают одинаково - и солисты, и рабочие.
- У ваших артистов такие великолепные, шитые золотом и серебром костюмы...
- Шьем их в Санкт-Петербурге, и здесь в Ставрополе - в Доме моды (директор Н. Фомина). А эскизы подлинных народных нарядов ищем в различных экспедициях и энциклопедиях моды, додумываем сами. У нас недавно появился дизайнер-технолог по одежде Анна Нартова. С ней очень легко работать, так как она умеет все: и нарисовать эскиз костюма, и сшить его.
- Кого из артистов вы хотели бы выделить особо?
- Всех. Прекрасно работают вокалисты-солисты Ирина Зель, Наталья Цахова, Елена Васнецова, Сергей Захарченко, Леонид Бережной. Артисты балета: Юрий Зель, Александр Зайко, Игорь Пушков, Светлана Малаева, Елена Бойко, Анастасия Пенская, Елена и Константин Алтунины и многие другие. У нас всего работает 22 человека в хоре, 16 пар в балете и 9 человек в оркестре.

Баяны - на весы!
- Ну, с таким большим коллективом обязательно должно что-то происходить в многочисленных поездках...
- И происходит. Как-то в начале 90-х годов сидели во Внуково, ждали рейса на Ставрополь. Подходят ко мне артисты и говорят: «Иван Иванович, займите денег, здесь продукты дешевые (а тогда все было в дефиците, если помните)». Ну я им и отдал все, что у меня было. Объявили посадку. И тут контролер говорит нашим музыкантам: «Ставьте баяны на весы». Никогда такого не было. Каждый баян весит 15-18 кг. Перегруз. А денег нет - потратили на продукты. Хорошо, что там же, в аэропорту мы перед этим разговаривали с одной нашей землячкой. Она-то и заняла нам денег под мое удостоверение директора.
- Ну а за границей?
- Было и там. Италия. Остров Сицилия. Отработали концерт, приехали в гостиницу. Часа в четыре утра стук в дверь: «Иван Иванович, у нас беда». Оказалось, двое наших молодых артистов решили ночью пойти на море искупаться. Романтика. Искупались, а табличку «Частное владение» в темноте не заметили. И пошли еще посмотреть на красивые яхты, стоявшие у пирса. Оборачиваются, а сзади три ротвейлера - стражи порядка. Тихонько наши артисты добрались до забора. Кавалер перебросил свою даму за ограду. А сам не успел. Пришлось везти его в больницу. После этого случая к артисту намертво прилепилась кличка Бекон. Но этим в тот день дело не закончилось. Мало того, что надо было менять танцора, еще и у солиста-вокалиста «сел» голос. Пришлось на ходу переделывать всю программу. Напряжение было жуткое. Зритель же ни о чем не догадался.
- А вот ставропольский зритель видит ваши выступления все реже.
- Стараемся давать концерты в городе и крае хотя бы раз в месяц. Когда мы дома. Но в апреле мы едем в США, летом - в Испанию, осенью - в Сирию, зимой - во Францию. Однако в мае обязательно примем участие в праздновании Дня края и 60-летия Победы.
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.
Фото Бориса КОНСТАНТИНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)