Вы здесь

Ставропольская мечеть остается в ведении краеведческого музея. Такое решение принял окружной арбитражный суд

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Окружной арбитражный суд в Краснодаре оставил в силе решение Ставропольского арбитражного суда, отказавшего религиозной организации мусульман г. Ставрополя, Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья» (г. Черкесск) в иске о передаче им здания ставропольской мечети, являющегося памятником истории и культуры федерального значения.
Это необычной архитектуры красивое здание в центре Ставрополя известно не только горожанам, но и жителям края, как картинная галерея художника с мировым именем Павла Моисеевича Гречишкина. На его полотнах - русские березки и величественные горы Кавказа, степи Ставрополья и альпийские луга и ущелья Карачаево-Черкесии, Домбай и Приэльбрусье. Гречишкин воспевает природу Северного Кавказа - малой родины всех, кто живет, в том числе, и на Ставрополье. И если говорить о толерантности, то, может быть, Гречишкин через свои картины является активным ее пропагандистом.
И сама история мечети - это история того, как представители разных народов проектировали, строили, реконструировали и сохраняли этот уникальный памятник истории и культуры.
21 декабря 1904 года уполномоченный мусульман, проживавших в Ставрополе, Гасан-Бек Нуцалов обратился к губернатору с прошением об утверждении проекта на постройку в Ставрополе магометанской мечети. Специалистами губернского правления проект был утвержден.
В 1906 году был образован комитет по постройке мечети из представителей от «мусульманских народов трухменского и ногайского (Ачикулакского), а также из числа проживающих в окрестностях города Ставрополя мусульман разных народностей». В архивном фонде Управления главного пристава магометанских народов сохранилось письмо председателя комитета по постройке мечети от 29.05.1908 г., в котором сообщается о пожертвованиях на постройку: от туркменского и ногайского народов. Земельный участок под данным зданием принадлежал князю Давлет-Гирею Бибердову, который совершил дарение (завещание на благотворительные цели) городу Ставрополю с последующим отчуждением под строительство мечети.
По справке Ставропольского краевого отделения Всероссийского общества истории и культуры к строительству мечети приступили лишь в 1913 году. При этом отмечается, что мусульманское общество Ставрополя в это время насчитывало менее 500 человек, в большинстве своем малообеспеченных, поэтому необходимые средства на строительство были предоставлены генерал-губернатором, городской управой и местным казачеством.
В фонде Ставропольского краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в паспорте здания - исторического памятника - в графе «Время постройки памятника» значится «1913-1915 гг. Автор проекта - архитектор Г. П. Кусков».
Григорий Павлович Кусков - православный человек, на этом творении продемонстрировал образец бескорыстия. Его проект был сделан бесплатно. Под куполом здания автор сделал витраж в форме креста и шестиконечной звезды, что демонстрирует размещение здания в городе с многонациональным населением, среди которого были и есть представители всех религиозных конфессий Северного Кавказа.
По сути дела, здание мечети не использовалось как культовое сооружение. Во время первой мировой войны были единичные случаи проведения богослужений для раненых.
В 1916 году в здании был развернут временный госпиталь для солдат-мусульман.
С 1920 по 1942 год здание мечети использовалось для различных хозяйственных целей. С 1943 по 1978 год в нем располагался краевой Госархив, для чего было сделано перекрытие, образовавшее второй этаж.
С 1978 по 1983 г. здесь находился краевой Совет Всероссийского отделения памятников истории и культуры, со своим аппаратом, лекторием и «краевым домом пропаганды».
В 1983-84 гг. в мечети на период надстройки третьего этажа здания краеведческого музея была размещена его администрация.
С 1985 г. здание отдано под картинную галерею П. Гречишкина.
Талантливый живописец, заслуженный художник России подарил Ставрополю коллекцию своих произведений - 200 картин. Она ежегодно обновляется и в общей сложности насчитывает уже 570 произведений, отражающих природу Кавказа и других уголков России, а также Индии, Италии, Мексики, Египта, Японии. Художник, почетный гражданин г. Ставрополя сдал в картинную галерею весь личный и творческий архив.
С 1997 года здание является частью краеведческого музея имени Прозрителева и Праве, находясь на его балансе в оперативном управлении. Претензии на передачу мечети под культовое здание вызывают неприятие общественности Ставрополя, которая считает, что можно построить новую мечеть в другом месте. Место предлагалось неоднократно. Но безрезультатно.
Борьба за здание ведется уже более 10 лет. В январе прошлого года Ставропольский арбитражный суд прекратил производство по делу. Истцы обратились в Северо-Кавказский окружной арбитражный суд. Он вернул дело в Ставрополь на новое рассмотрение.
В октябре 2004 года арбитражный суд Ставропольского края снова отказал в удовлетворении иска. В апелляционную инстанцию истцы обращаться не стали, обратились сразу в кассационную.
Окружной суд оставил в силе решение ставропольского арбитража. Ссылки истцов на то, что якобы было решение о передаче за подписью руководителей двух федеральных министерств - культуры и имущественных отношений - не удалось подтвердить, т.к. оригинал документа не был представлен.
Арбитражный суд полномочен рассматривать только имущественный спор. И он не выходил за его рамки.
Однако ажиотаж последних лет вокруг мечети говорит о том, что здесь имеют место и политические интересы. При этом непонятно, почему и после отделения ставропольских мусульманских обществ от духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии последние продолжают претендовать на здание ставропольской мечети. Напомним, кстати, что в числе самых активных жертвователей были ставропольские ногайцы и туркмены.
Может быть, кому-то хочется сделать мечеть очагом тлеющего межнационального конфликта?
Здание расположено рядом с госуниверситетом, где учатся студенты всех национальностей. Здесь культивируются над-этнические, надконфессиональные ценности, объединяющие всех. Этнический сепаратизм - проблема, которая стоит в целом перед Россией и особенно остро у нас - на Северном Кавказе. Стоит ли раскачивать лодку?
Кроме этого, есть еще и интересы людей, живущих близ мечети. Когда строились близлежащие дома на улице Морозова, здание уже существовало, но в нем уже располагалась картинная галерея. Некоторые дома расположены от спорного здания буквально в 10 метрах, а санитарно-защитная зона культовых объектов должна составлять не менее 50 метров. Поэтому жители, Совет микрорайона однозначно и неоднократно выражали протест.
И последнее. Если перечислять, сколько бывших когда-то культовыми зданий поменяли профиль и служат сегодня вполне светским целям, то можно вспомнить, что: главный корпус Ставропольского гос-университета - это бывшее здание духовной семинарии; главный корпус аграрного университета - бывшая женская православная гимназия; старое здание Ставропольской Гостелерадиокомпании на ул. Дзержинского тоже принадлежало православной духовной семинарии; здания двух детских садов принадлежали когда-то адвентистам; иудейская община предъявила бы претензии на здание Дворца бракосочетаний, который построен на фундаменте взорванной немцами синагоги... И этот список можно продолжать. Так что теперь? У всех отнять? Студентов - на улицу. Детсадовцев - по домам. Телерадиокомпанию - неизвестно куда.
Выход один - строить новые культовые учреждения. Православная церковь за эти 10 лет построила несколько храмов. Баптисты завершают строительство своего молитвенного дома. Адвентисты себе уже возвели новый храм. Армяне завершают строительство своей церкви.
Может быть, и мусульманам не по судам правду искать, а собраться и построить себе культовое сооружение?
Галина СЕРГУШИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет