Вы здесь

Нелегалы приводили в суд фальшивых свидетелей

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Дисциплинарная коллегия Ставропольского краевого суда дала заключение о наличии в действиях двух служителей Фемиды одного из восточных районов края признаков преступления, предусмотренного частью I статьи 305 Уголовного кодекса РФ (постановление заведомо неправосудного приговора, решения, либо иного судебного акта). А квалификационная коллегия судей края дала согласие на возбуждение в отношении проштрафившихся коллег уголовного дела.
Такому печальному финалу едва начавшейся карьеры представителей третьей власти (оба судьи успели отработать лишь первоначальный трехгодичный срок и мечтали о пожизненном назначении) предшествовала неоднократная отмена Президиумом краевого суда решений, вынесенных этими судьями по гражданским делам и направление этих дел на новое рассмотрение в ином судейском составе. Президиумом краевого суда были вынесены особые определения в адрес судей, принимавших эти отмененные решения.
Служителей Фемиды подвели мигранты - выходцы из бывших республик Советского Закавказья - ныне стран СНГ. Находясь на территории Ставропольского края нелегально, но желая во что бы то ни стало получить российское гражданство и российский паспорт, они не гнушались прибегать к помощи лжесвидетелей. Последние ходили на судебные заседания и рассказывали сказки о том, что заявитель, желающий стать гражданином России, якобы прибыл на постоянное место жительства в какое-либо село данного района в 1991 году...
Дело в том, что усложнившаяся в последние годы процедура получения российского гражданства, ставящая препоны незаконной миграции, осталась упрощенной для тех, кто может подтвердить факт своего постоянного проживания на территории Российской Федерации до 6 февраля1992 года. Т.е. до момента вступления в силу Закона РФ «О гражданстве».
Законодатель дал право в случае письменного отказа паспортно-визовой службы в документировании российским паспортом устанавливать юридический факт проживания через суд, где доказательственной базой служат показания свидетелей. Особенно массовый характер обращения в суды приняли начиная с 2002 года. Видимо, потому что с 1 ноября 2002 г. значительно усложнилась процедура получения вида на жительство. И сотни незаконных мигрантов прикинулись ставропольскими аборигенами, чтобы не подпадать под эту усложненную процедуру. А у правоохранительных и судебных органов прибавилось головной боли. Прибавилось у тех, кто стоит на страже закона. Однако обозначились и те, кто вольно или невольно способствовал нелегалам найти лазейку, принимая за достоверные «липовые» справки и «липовых» свидетелей.
В начале 2003 года в краевом суде проводится обобщение дел, связанных с регистрацией граждан, прибывших из стран СНГ. В том числе изучается около полутора тысяч дел по заявлениям об установлении юридических фактов проживания, рассмотренных судами края за 2001-й, 2002-й и первый квартал 2003-го года. Анализ показывает, что несовершенство законодательства, влекущее разночтения в толковании его, малый опыт правоприменительной практики порождают судебные ошибки. Хотя в отдельных случаях уже прослеживается субъективная заданность этих ошибок.
Президиум краевого суда направляет по результатам обобщения практики рассмотрения судами края дел, связанных с регистрацией граждан, прибывших из стран СНГ, информационное письмо председателям районных (городских) судов, в котором на конкретных примерах анализируются типичные ошибки и даются рекомендации, как рассматривать дела данной категории, не нарушая закона.
На конференции судей края по итогам первого полугодия 2003 года снова дается анализ правоприменительной практики. Оглашается информация о результатах выборочной проверки паспортно-визовых служб края. Выявлено, что немалое количество граждан, документированных паспортами РФ по решению судов, не имеют регистрации по месту жительства в крае, до настоящего времени зарегистрированы за пределами РФ, имели либо паспорта гражданина СССР со штампом прописки в другом государстве, либо со штампом о принадлежности к гражданству иного государства, либо национальные паспорта. Документов, подтверждающих проживание в крае, не имели. Факт проживания на Ставрополье установлен на основании показаний свидетелей. Однако свидетели при опросах заявляют, что они ни сном, ни духом ни про заявителей, ни про судебные заседания не ведают. В докладе председателя краевого суда звучит жесткое предупреждение: «...в дальнейшем любое нарушение закона при рассмотрении указанной категории дел будет расцениваться как умышленное и повлечет за собой безусловное привлечение судей к дисциплинарной ответственности...».
Председатель крайсуда С. Коровинских направляет письмо руководству ГУВД СК с предложением о сотрудничестве: «...именно органы УПВС (паспортно-визовой службы. - Ред.) во взаимодействии с другими службами УВД, и в том числе со службами УФСБ, должны предоставлять суду доказательства о действительности тех или других справок с места жительства и в судебном заседании отстаивать свою позицию», а также подавать надзорные жалобы на решения судов, которые считают незаконными.
Судьям напоминают о необходимости привлекать в каждое судебное заседание по данной категории дел сотрудников паспортно-визовой службы.
На итоговой годовой конференции судей сообщается, что Президиум краевого суда за 2003 год рассмотрел по надзорным жалобам органов милиции более 160 дел, связанных с предоставлением гражданства РФ. Отменены решения по 68 делам, рассмотренным Степновским районным судом, по 36 - Кочубеевским, по 30 - Промышленным г. Ставрополя. В адрес четверых федеральных судей вынесены особые определения. На конференции снова даются жесткие оценки. Говорится о низкой профессиональной подготовленности, халатном отношении к своим обязанностям судей-бракоделов.
Понимая, что после завершения паспортной реформы в России (30 декабря 2003 года) и истечения срока действия паспортов бывшего СССР иностранцы, не имеющие национальных паспортов, и лица без гражданства, остались без действительных документов, и армия нелегалов продолжает атаковать суды, в краевом суде проводят новое обобщение практики рассмотрения данной категории дел. Теперь - локально, по трем районным судам Ставрополя и Шпаковскому районному суду. Увы, предыдущие уроки не всем пошли впрок.
За период с 1 апреля 2003 года по 1 октября 2004 года из 241 рассмотренного гражданского дела в порядке надзора отменено 37 решений. Из четырех судов аутсайдер - Промышленный. На его долю пришлось 26 отмененных решений.
Наиболее характерная судебная ошибка - отсутствие в делах письменных отказов паспортно-визовой службы по вопросам выдачи паспорта и зачастую отсутствие самих представителей ПВС в судебных заседаниях. Почему-то особенно не жалуют эту службу в Промышленном суде, там наибольший процент дел, рассмотренных без участия сотрудников паспортно-визовой службы. Отличились «промышленники» и в том, что факт проживания на территории РФ зачастую устанавливался на основании допроса лишь одного свидетеля, без каких-либо других доказательств.
Судьи у нас самостоятельные и независимые. Однако перед законом все равны. В том числе и сами служители правосудия.
В восточном районе края, о котором шла речь в начале публикации, было возбуждено уголовное дело в отношении начальника паспортно-визовой службы по фактам незаконного документирования паспортами гражданина РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. В ходе расследования были выявлены нарушения закона и двумя судьями районного суда. Факты оказались более чем нелицеприятными. Десятки свидетелей, проходивших «по делам о получении гражданства», заявили, что в судебных заседаниях не были, подписей не ставили (почерковедческая экспертиза в большинстве случаев подтвердила, что они подделаны), а многие свидетели заявителей вообще не знали.
Оксана К. и ее мать Ольга С. проходили «свидетелями» в десятке заседаний у обоих судей, удостоверяя якобы постоянное место жительства в районе неизвестных им людей. По заявлению Оксаны, она об этом не ведала. Ее мама, умершая в марте 2003 года, еще продолжала «свидетельствовать» в судебном заседании одного из этих жрецов правосудия спустя полтора месяца после своей смерти.
Генрих Е. - инвалид, у которого нет обоих ног, был очень удивлен, когда узнал, что он якобы ходил в райсуд свидетелем. Николай Т. - особенно любимый обоими судьями свидетель, признался, что «покупал водку у лиц ... национальности и, не имея денег расплатиться, оставил в залог свой паспорт, который забрал только через несколько месяцев». Судя по всему, паспорт и фигурировал в суде вместо Николая.
О заявителях стоит сказать особо. У многих обратившихся в суд такая версия: мол, в 1991 году приехал в район работать в стройбригаде по найму, жил на квартире, где не было возможности прописаться, в 1997-98-99-2000 (год у каждого свой) поехал на родину - в Армению, Грузию, Азербайджан, - ухаживать за заболевшим отцом или матерью, вынужден был встать там на учет и получить паспорт, иначе не выпускали обратно в Россию. Есть и другие версии. И все утверждают, что постоянное место жительства - в Ставропольском крае, т.е. давай российский паспорт. Ну, вот и давали.
На заседаниях дисциплинарной коллегии краевого суда, которое проводилось по каждому персонально, проштрафившихся служителей Фемиды спрашивали: не возникал ли у них вопрос, почему при рассмотрении разных гражданских дел проходят практически одни и те же свидетели? Внятного ответа получить не удалось. Оба судьи просили коллег не давать согласия на возбуждение в отношении них уголовного дела. Для служителя правосудия это равнозначно «волчьему билету». Оба ссылались на малоопытность. Однако малый стаж работы в должности судьи отнюдь не свидетельствует о том, что наши герои из тех, о ком говорят «молодо-зелено». Одному уже 50 лет, и до того, как примерить судейскую мантию, он много лет работал начальником следственного отдела в милиции. Второму - 39 лет, и до назначения судьей он был госслужащим в юридическом отделе солидной структуры исполнительной власти. Обоим вменяется вынесение почти сотни решений, имеющих признаки неправосудности. У одного их 17, у другого - более 80. Сейчас полномочия их приостановлены. В связи с этим снят и иммунитет.
Процессуальная процедура привлечения представителей третьей власти к уголовной ответственности - особая. Уголовное дело в отношении судьи может возбудить только Генеральный прокурор РФ. Дисциплинарная и квалификационная коллегия свое согласие дали.
- Конечно, факт привлечения двух судей к уголовной ответственности не красит судейское сообщество края, но моя позиция жесткая - подобные деяния должны наказываться, - такой краткий комментарий по этому делу дал мне по телефону председатель краевого суда Сергей Петрович Коровинских.
Галина СЕРГУШИНА.

Редакция выражает благодарность объединенной пресс-службе судов края за содействие в подготовке этого материала.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет