Вы здесь

Вчера о монетизации льгот говорили сразу на двух селекторных совещаниях - российском и краевом. Кое-что прояснилось

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

По заключениям социологов, «льготная» тема по меньшей мере два-три месяца будет в стране самой горячей. Подтверждение тому - многочисленные выступления людей в разных регионах, в том числе и на Ставрополье (позавчера большой митинг прошел в Невинномысске). Поскольку на первый план выдвинулся транспортный вопрос, именно ему было уделено особое внимание на всероссийском селекторном совещании.
Суть монетизации льгот для широкой российской аудитории доводили министры М. Зурабов и А. Кудрин, они же отвечали на многочисленные вопросы с мест. К разговору также подключились представители Министерства транспорта и других структур. Два дня назад на заседании Кабинета министров президент В. Путин сказал, что в стране должна быть обеспечена доступность транспортных услуг для бывших льготников. Поэтому, по словам М. Зурабова, разработан проект Соглашения по финансированию этой услуги (в регионах его еще не видели). Упор, как поняла аудитория слушателей, делается на предоставление в субъектах РФ социального проездного билета для федеральных и региональных льготников. Порядок устанавливают сами субъекты, но цена такого билета не должна быть выше размера денежной компенсации на транспортный проезд, выделяемой из бюджета региона. Приводился такой абстрактный пример. Если одной категории в регионе компенсация определена в 200 рублей, другой - 300, а третьей - 160, то цена проездного билета устанавливается по самой низкой планке, т.е. 160 рублей. По федеральным льготникам разница между ценой льготного проездного и его фактической стоимостью будет дополнительно компенсироваться за счет федерального бюджета (в конце квартала). Это станет поддержкой транспортных организаций, но все их затраты, естественно, никто возмещать не намерен.
А как будет возмещаться эта разница по региональным льготникам? Ясного ответа из уст министров не прозвучало. Но весьма справедливо говорилось о том, что тарифы, устанавливаемые транспортниками, зачастую не объективны, на них перекладываются все затраты. Следовательно, надо установить реальную стоимость проезда в каждом регионе, и уже от этого, как говорится, плясать. Есть территории, к примеру, Ленинградская область, где считают достаточной помощь в размере 100 рублей на льготника. Но есть и такие, которые месячный проезд на автотранспорте оценивают в 360 рублей (Омск) и даже 720 (Челябинск). Если в таком размере установить денежную компенсацию, то у льготников будет больше соблазна оставить сумму в семейном кошельке, чем потратить на проездной билет. Да и за чей счет компенсировать такие суммы?
Выиграют или проиграют те регионы, где оставили натуральную транспортную льготу? Оказывается, проиграют, поскольку Москва намерена помогать только тем, кто пошел на выплату денежной компенсации. Надо отрабатывать механизм - все равно придется переходить на новую систему.
В вопросах с мест недостатка не было. Краснодарцы так и не поняли, что им делать с полумиллионом пассажиров, которые не подпадают под федеральные и региональные льготы, но раньше ездили на автотранспорте бесплатно. Определенного ответа на заданные вопросы не получил и зампред правительства края Н. Пальцев. Они касались проезда льготников, приезжающих лечиться, в зоне Кавминвод (из одного города в другой) и выпавших из общего списка льготников ветеранов военной службы. Первых «социальный» министр предложил перевозить транспортом тех санаториев, которые принимают отдыхающих. Аудитория в ставропольском «Белом доме» ответила гулким шумом.
Всероссийское селекторное совещание в городах и районах края собрало 1800 участников. Это представители власти, руководители фондов соцстраха и ОМС, ряда краевых министерств, краевого отделения и управлений ПФР, медицинских и аптечных учреждений, представители общественных организаций, партий и т.д. После российского было проведено краевое селекторное совещание. Каждое выступление добавляло информации о ходе реализации на Ставрополье 122-го Федерального закона по монетизации льгот. Работа идет очень непросто. Хотя создана обширная сеть консультационных пунктов (360) и «горячих линий», ряд вопросов упущен, чем в какой-то мере объясняются «льготные» бунты.
До 1 января 2005 года не были приняты бюджеты муниципальных образований, что задержало выплату льготникам ста рублей на проезд в городском и пригородном автотранспорте. Деньги стали перечислять только с 12 января. Позавчера, как сказала первый замминистра финансов края Л. Калинченко, последние суммы ушли в Железноводск и Минводы.
По словам замминистра здравоохранения края Т. Ивановой, сложной остается ситуация по лекарствам. Их пока поступило на 19 млн. рублей, хотя потребность - 80 млн. Не обеспечен ассортимент препаратов, этот вопрос сейчас решается с поставщиками. О недостаточном ассортименте лекарственных средств, особенно для онкобольных и диабетиков, говорил также глава администрации Курского района С. Логвинов.
Каждый месяц три тысячи ставропольских льготников должны направляться на курорты КМВ. Эта работа тоже начата с опозданием - с 11 января.
Иначе говоря, надо разворачиваться в полную силу, обеспечить взаимодействие разных служб. По словам Н. Пальцева, идея монетизации льгот правильная, но пока не получается четкости в ее исполнении. В качестве преимуществ зампред правительства края привел следующие данные. В 2004 году на натуральные льготы в крае потрачено 570 млн. рублей - 2300 на одного льготника. При новой системе будет 1,5 млрд. рублей, 4500 - на человека.
Что касается проезда региональных льготников на городском и пригородном автотранспорте, то предлагается несколько вариантов, в том числе введение проездного билета. Решение будет принято буквально на днях. Но сторублевая денежная компенсация за январь должна быть выплачена.
Об абонплате за телефон. 122-й ФЗ противоречит закону о связи, что не было своевременно учтено. Поэтому готовятся поправки в законодательство, а пока их не внесут, отношения со связистами будут строиться на основе Соглашения. Сначала услугу получи, а потом - оплати.
В общем, как всегда, новое мы начинаем с преодоления массы препятствий. В основном из-за слабой организации дела. А кто-то, например, КП РФ, поднимающая народ на акции протеста, наживает на этом политический капитал.
Нина ЕВТУШЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет