Вы здесь

Неугомонный фигаро

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Имя одного из ведущих актеров Ставропольского академического театра драмы имени М. Ю. Лермонтова, заслуженного артиста России Александра Ростова хорошо известно как в нашем крае, так и за его пределами. Нынешний год, можно сказать, знаковый для его творчества. Впрочем, судите сами.

Кто-то из великих сказал, что если
человек талантлив, то это прояв-
ляется непременно в нескольких областях деятельности: либо близких друг другу, либо далеких. У Ростова - скорее первое. Но сначала - несколько круглых дат. Десять лет как он стал заслуженным артистом РФ, причем в то время самым молодым в регионе. И уже почти «подобрался» к своей сотой роли. Десять лет как вплотную занимается режиссурой массовых праздников. За это время поставил 160 огромных, невероятных - районных, городских, краевых, региональных праздничных шоу-программ.
- Нет на Ставрополье ни одного района, - говорит Александр Владимирович, - где бы я не работал как режиссер или как артист...
Десять лет каждую весну становится Ростов председателем государственно-экзаменационной комиссии на отделении «Режиссура театрализованных представлений» в краевом училище искусств. И в этом своем, уже скорее педагогическом, амплуа выступает как опытный, сдержанный в эмоциях, справедливый наставник молодежи. Десять лет исполнилось удивительной по наполненности театрализованной программе Александра Ростова «Теркин с вами, Теркин - здесь» (по Твардовскому). Для наших ветеранов войны Ростов ассоциируется прежде всего с Теркиным. К 60-летию Победы артист восстановил и обновил этот незабываемый и дорогой для фронтовиков образ.
Не удивительно, что совсем недавно заслуженный артист России Александр Ростов получил, как он сам говорит, главную награду в своей жизни - медаль «За заслуги перед Ставропольским краем».
И еще одна огромная дата, которая имеет самое непосредственное отношение к нашему рассказу. В июне исполнилось 500 (!) лет родине Ростова - городу Вичуге, что в Ивановской области. Помните песню «Городок наш ничего, населенье таково: незамужние ткачихи составляют большинство»? Вот это как раз о ней - столице текстильного края Вичуге. Начиналось все там, на рабочей окраине, где родился и рос давно уже ставший нашим земляком, любимец ставропольской публики Александр Ростов.
- Казалось бы, - рассказывает Александр Владимирович, - что может быть общего у рабочего города (на трех текстильных фабриках люди работали по три смены) с ... театром? Но театр вошел в мою жизнь с раннего детства благодаря рассказам мамы Ангелины Петровны. Дело в том, что во время войны в ее доме жили эвакуированные из Москвы артисты столичного Камерного театра. Они работали в местном Доме культуры, ездили на фронт с концертами, много репетировали дома. А так как мама сама не чужда творческому началу (она и сейчас поет песни народным голосом), то неудивительно, что мы с сестрой Ольгой постоянно разыгрывали дома какие-то сценки, интермедии, басни. Потом я поступил в музыкальную школу по классу баяна. И стал, как тогда называли гармонистов, «первым парнем на селе». Меня стали приглашать на все праздники не только в округе, но и в городе. А когда стал школьником, то успевал буквально все. Энергия била ключом. Это у меня от папы Владимира Афиногентовича, который работал мастером текстильного производства. Так вот в школьные каникулы я у него в ленто-ровничном цехе трудился в должности возчика ровницы. Это бечевка, намотанная на большие катушки. Из ровницы делали нитки - основу для полотна. И, наверное, благодаря этой рабочей закваске ответственность за любое дело, которым занимаюсь, осталась на всю жизнь. Еще бы! Люди, окружавшие меня, а они были все титулованные, Герои Социалистического Труда, очень дорожили своей работой. Первая смена начиналась в пять часов утра, а они приходили на час раньше. Святое отношение к делу, суперответственность. И в то же время были открытыми, с юмором. Фабрики тогда учили молодежь - все учились в ПТУ и текстильных вузах. Все, кроме меня.

Как-то, когда мне было лет во-
семь, мы с ребятами играли в
хоккей, катки у нас замерзали уже в конце октября. Ну и, естественно, попутно хулиганили: обсыпали снегом какую-то элегантную даму. Она остановилась, нас отчитала, а потом сказала, обращаясь ко мне: «А ты, самый наглый и хулиганистый, приходи завтра в Дом пионеров - для тебя будет сюрприз». Пришел. И меня назначили главным героем на новогодние праздники - Новым годом. Великолепный, весь в блестках костюм и одна, но очень важная фраза: «Вот я и пришел!» Которую, к слову, мы учили почти два месяца. Сказал я ее громко, с пафосом, а за кулисами разревелся. «Ты что плачешь?» - спрашивали меня. И я всем отвечал: «От счастья». С этой новогодней фразы все и началось...
Саша Ростов в роли Нового года так всем понравился, что эта роль была за ним закреплена надолго. А он еще играл на баяне и гитаре, пел в местном вокально-инструментальном ансамбле, который исполнял репертуар популярных в то время «Веселых ребят», «Синей птицы», «Поющих гитар». Учился хорошо - первый пионер, первый комсомолец, секретарь комсомольской организации школы. Горком партии в 13 лет поручил ему роль ведущего праздничных демонстраций. Уже тогда проявились и его режиссерские способности: Ростов был главным организатором всех школьных праздников, осенних балов, факельных шествий в День Победы. Эта беспокойная личность успевала все: ухаживала за девчонками, дралась с пацанами, входила в пятерку ведущих спортсменов города - в старших классах Александр стал кандидатом в мастера спорта по лыжным гонкам. Окончил школу и поступил в Горьковское театральное училище. Проучился год, забрали в армию. Попал он служить в Казахстан, и, узнав, что у него есть музыкальное образование, взяли Ростова в военный духовой оркестр. Стал играть на самом большом духовом инструменте - тубе. Вернулся в Горький - опять все сначала.
- Тут мне очень повезло, - считает Александр Владимирович. - Нашим курсом руководил Валерий Семенович Соколоверов. А его однокурсником был в свое время Евгений Евстигнеев. Он часто приезжал в Горький к своей маме и стал заодно нашим педагогом. День репетиций с народным артистом СССР Евстигнеевым стоил годы. За мою неуемность меня вообще-то педагоги училища не очень любили: «Служенье муз не терпит суеты». А с Евстигнеевым мне всегда было легко и просто...
Добавим к словам Ростова, что в то время он одновременно с учебой подрабатывал ночным сторожем, руководил агитбригадами, был командиром студенческого отряда инженерно-строительного института, работал во вспомогательном составе Горьковского академического театра. Выпускные спектакли училища были одновременно и ярмаркой вакансий, на которую приезжали директора театров со всей страны. И на Ростова подали заявку пять театров - Пензы, Иваново, Костромы, Горького и Куйбышева.
А так как он в это время был уже женат на своей землячке Наташе, выпускнице Ивановского мединститута, то сначала молодая семья поехала в Иваново. Привлекло Ростова то, что там был театр музкомедии. Показал он (и очень успешно) знаменитые куплеты Бонни из «Сильвы» Кальмана, и ему сразу же предложили подписать договор.
- Не знаю, что меня остановило, но я сначала пошел на сцену, где шла репетиция очередного спектакля. И мне не понравилось: лицедейство, клоунада. Это явно не мое. И ничего никому не говоря, мы с женой уехали в Кострому. Там молодой главный режиссер Виктор Симакин собирал тогда молодежный авангардный музыкальный театр. И я попал «в десятку». Пять сезонов - по 25-30 спектаклей в месяц. Жили в общежитии во дворе театра, репетиции по ночам, создали свой литературный театр: читали стихи Высоцкого, Вознесенского, Евтушенко, Бернса, костромских поэтов. Одновременно учился заочно в Ярославском театральном институте имени Волкова, работал диктором на костромском радио. В шесть часов утра я уже начинал эфир фразой: «Доброе утро, Кострома!» Надо сказать, лучшей школы для актера, чем работать диктором на радио - не найти...

А в 1987 году Александр Ростов был
приглашен в Ставропольский ака-
демический театр драмы. Тогда театр на всю страну славился созвездием своих великих «народных»: Кузнецов, Фоменко, Дымченко, Данильченко, Барташова, Беспрозванная... Правда, молодых актеров, в отличие от нынешнего состава труппы, было мало: В. Сажин и А.Ростов. В дипломах Ростова написано: «Острохарактерный актер, актер театра и кино, режиссер эстрады». С кино как-то не состоялось: Александр Ростов сыграл только одну главную роль (вместе со своим псом - колли Грэйсом) в дипломном короткометражном фильме Ивана Бобрышева «Цена шести чашек кофе». Режиссер он сейчас известный и очень востребованный. А вот в театре уже давно вышел за рамки амплуа острохарактерного актера. В Костроме сначала играл характерных простаков в пьесах Островского, затем социальных героев, как, к примеру, Васька Пепел из «На дне» Горького. В Ставрополе в начале актерской карьеры были «откровенно романтические» роли. Чарльза Серфеса из «Школы злословия» Шеридана в свое время играл великий Масальский. Потом был период трагических ролей. Особенно Ростов запомнился ставропольцам своим Карлом IX в «Королеве Марго» Дюма и Ясоном в «Медее». Галерея всяческих разбитных слуг (в «Венецианских близнецах» Гольдони, «С любовью не шутят» Кальдерона, в «Хитроумной влюбленной» Лопе де Вега и других спектаклях) привносит и в обыденную жизнь артиста особый оптимизм, радостную энергию. И не только в его жизнь и жизнь его семьи (жена Наталья работает врачом в детской краевой больнице, а дочь Анастасия учится в СГУ), а и в жизнь верного круга зрителей Ростова, который от спектакля к спектаклю все расширяется.

Отдельная актерская стезя - от-
рицательные персонажи типа
Вурма в «Коварстве и любви» Шиллера, Кромвеля в «Королевских играх» Горина. Детально «выписанные» опытным художником, эти роли заставляют зрителя думать, сострадать, «не отпускают» от себя и после спектакля. Это, впрочем, относится не только к отрицательным ролям Ростова, но и к его наивным, добрым интеллигентам - «чудикам» (Пигден в «Люксе» Куни), лирико-комическим персонажам (Джон Валлоне в «Переборе» Бергера) и к его замечательным сказочным персонажам - королям, принцам, Садко, злым советникам, Иванушкам, Коньку-Горбунку. «Братьев наших меньших» он играет и в спектаклях «Со-ба-ки» и «Собачье сердце» Булгакова. Роль Шарика-Шарикова принесла заслуженному артисту России Александру Ростову не только восторг зрителей, но и признание московских критиков, которые назвали его лучшим исполнителем этой роли.
Любому тексту, будь то классика, современная пьеса или литературная программа, актерская игра Ростова дает реальное наполнение. Его талант проявляется и в сценариях, и в пародиях типа шутливых од на всех и вся. Этим «грехом» заражена вся семья Ростовых: на все дни рождения и праздники они пишут друг другу стихи. Не случайно Настя Ростова уже давно пошла по стопам отца: она бессменная ведущая различных студенческих фестивалей, организатор как молодежной, так и детской самодеятельности...
Обладатель бархатного лирического баритона Александр Ростов нередко «балует» зрителей и своими музыкальными программами. «Безумно люблю творчество Андрея Миронова. Сейчас готовлю программу «Песни А. Миронова», где буду петь его песни из кинофильмов «Белеет мой парус» и другие».
Когда я спросила актера, как он оценивает нынешнее состояние Ставропольского театра драмы (так сказать, изнутри), он ответил: «Был, конечно, период сложный, но «пена» уходит и остаются вдохновенные, интересные события, связанные с творчеством. Этот сезон, по моему мнению, должен быть очень насыщенным и увлекательным. Потенциал-то у нашего театра просто невероятный - начиная с наших великих «стариков» и заканчивая рядом ведущих актеров сегодняшней труппы. Наш театр - единственный на Юге России - славится умением создать живой сценический образ. Ну а наш ставропольский зритель отличается добротой и в то же время взыскательностью. И мы, актеры, очень благодарны нашим верным друзьям-зрителям за эту самую главную в нашей жизни школу».
А знаете, о какой роли мечтает Александр Ростов? Неугомонного и никогда не унывающего Фигаро. Вот уж действительно про него: «Фигаро здесь, Фигаро там...»
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет