Вы здесь

До осени без президента

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Средства массовой информации – российские и зарубежные - не устают выдвигать различные версии, приводить новые подробности трагедии, случившейся в Грозном 9 мая, и давать прогнозы дальнейшего развития ситуации в Чечне.

Позиция Москвы, судя по заявлению, сделанному Владимиром Путиным после его кратковременного «секретного» визита в Грозный, остается неизменной. Дословно: «...ни у кого не должно быть сомнений в том, что базовые условия восстановления Чечни, - силовая составляющая, правовая и организационная, - настолько фундаментальны, что никому не удастся развернуть это дело вспять».
Нас, ставропольцев, для которых Чечня начинается не за тысячи километров от Москвы, а сразу за Тереком, гарантии мирного течения жизни у соседей волнуют более всего. Делегация края во главе с первым заместителем председателя правительства Валерием Гаевским была на похоронах Ахмада Кадырова, как и делегации других регионов ЮФО.
Теракт в Грозном осужден Советом Безопасности ООН, который призвал все государства сотрудничать с российскими властями в их усилиях с целью привлечения к ответственности исполнителей, организаторов и вдохновителей этого теракта. Однако к исходу четвертых суток авральной работы следователей и оперативников пока не названы имена тех, кто одной бомбой почти полностью обезглавил руководство Чечни и тяжело ранил командующего Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе Валерия Баранова.
По сообщениям СМИ, жизнь Валерия Баранова вне опасности, хотя ему пришлось ампутировать ногу. Вчера генерал-полковника должны были на спецсамолете Минобороны – летающем госпитале «Скальпель» - переправить в Ростов или Москву.
Сразу после теракта в чеченском правительстве произведены перестановки. Сын погибшего Ахмада Кадырова Рамзан назначен первым вице-премьером. Политобозреватели полагают, что это знак, свидетельствующий о желании Москвы видеть в Рамзане вероятного претендента на президентское кресло, хотя ему всего 27 лет, а по Конституции Чечни президент должен быть не младше 30 лет. Однако, по мнению газеты «Коммерсант», Кремль, если он того захочет, может инициировать внесение соответствующей поправки в Конституцию. Российское правительство, как подчеркивают многие обозреватели, не намерено отказываться от идеи «мир в Чечне – дело самих чеченцев». Президент Путин уже подписал указ об увеличении численности МВД Чечни на 1125 «штыков» по просьбе самых чеченцев. Однако обозначена готовность в случае возникновения нестандартной ситуации ввести дополнительные подразделения федеральных сил. Под нестандартной ситуацией, видимо, подразумеваются возможные провокации со стороны Басаева или Масхадова.
В ряде газет появилась информация, что якобы обоих полевых командиров велено было обезвредить как раз за пару дней до теракта. «Московский комсомолец» от 7.05.2004 г. в публикации «Носилки для начальника» пишет: «Вчера вовсю обсуждалась версия: есть указание поймать экс-главу Ичкерии Аслана Масхадова к инаугурации Путина – то бишь, к сегодняшнему дню». Газета «Родная» (еженедельник в № 17 от 29 апреля - 13 мая) в публикации «Басаева ждут в Москве живого или мертвого» пишет: «А тело Басаева велено доставить в столицу России уже в начале мая. Московские чеченцы обещали тем, кто убьет неуловимого Шамиля, три миллиона долларов. Говорят, руководитель Чечни Ахмад Кадыров хотел лично на серебряном блюде преподнести голову своего кровного врага Владимиру Путину в день инаугурации президента. Но российские генералы против такого варварского жертвоприношения».
В общем, устрашающей информации до и после теракта – избыток. Возможно, теракт на грозненском стадионе стал ответом Масхадова или Басаева на эти угрозы? Хотя высокопоставленные представители российских правоохранительных служб уже заявили, что террорист, вероятно, был на одной из трибун, т.е. имело место предательство в окружении самого Кадырова. Другая версия – что взорванный артиллерийский снаряд был заложен под трибунами еще осенью 2002 года и каким-то образом пролежал до часа «Х».
К сожалению, теракт вызвал очередную порцию злопыхательских высказываний западной прессы по поводу российской политики в Чечне.
«...После гибели Кадырова Россия оказалась один на один с последствиями своего упрощенного подхода (с похожей проблемой сталкивается и руководство США, пытаясь справиться с иракской проблемой)» (газета «Вашингтон пост» от 11 мая 2004 года).
«Команду Кадырова» уже начали тасовать. После беседы с Владимиром Путиным члены чеченского Госсовета выбрали себе нового председателя, взамен погибшего вместе с Ахмадом Кадыровым Хусейна Исаева. Теперь в Госсовете председательствует один из самых сильных и амбициозных кадыровских министров – Таус Джабраилов, который в октябре командовал предвыборным штабом шефа, а потом возглавлял Миннац Чечни, слитый после отставки Бислана Гантемирова с Министерством печати и информации.
Несмотря на обширные пробелы «послевоенного» чеченского законодательства, преемственность президентской власти в нем достаточно полно регламентирована. В том числе и для экстремальных случаев.
В соответствии с законом о выборах президента Чечни, который принимался одновременно с Конституцией республики на референдуме 23 марта прошлого года, новые президентские выборы должны состояться не позднее чем через 120 дней после прекращения полномочий прежнего президента, то есть 5 сентября 2004 года.
Назначать президентские выборы должен парламент, но парламент в Чечне пока не избран. Функции Госсовета, который временно исполняет в республике роль представительного органа власти, в основном совещательные и так далеко не распространяются. По закону о выборах президента Чечни в отсутствие парламента назначить выборы должна республиканская избирательная комиссия. Принять решение она должна не позже чем через 14 дней после прекращения полномочий прежнего президента, то есть до 24 мая.
По материалам СМИ
и информационных агентств подготовила Галина СЕРГУШИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет