Вы здесь

Были на 66 месте в России, стали – на 65-м

Трудно сказать, в каком бы состоянии находилось здравоохранение края, не будь системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Все-таки она подпитывает учреждения прилично. Хотя вопросов здесь – масса, в чем еще раз убедило совместное заседание четырех комитетов ГДСК: по социальной политике, науке, курортам, работе с общественными организациями и казачеством; по бюджету, экономической политике, собственности и инвестициям; по государственному строительству, местному самоуправлению, правопорядку; по аграрным вопросам, земле, продовольствию и природопользованию. На нем рассматривался проект Закона СК «Об исполнении бюджета Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования за 2003 год».
Исполнительный директор краевого фонда ОМС В. Губанов привел внушительную цифру – один миллиард 747 миллионов рублей с хвостиком. Такова была доходная часть бюджета фонда в прошлом году. Кроме того, за счет субвенций из Москвы получено свыше 117 миллионов. В сумме выходит почти два миллиарда рублей. Деньги ОМС тратились на выполнение территориальных медицинских программ, на частичное финансирование лечебно-профилактических учреждений. Средства субвенций пошли на реализацию целевой программы «Безопасное материнство», на возмещение расходов медицинских учреждений при лечении жителей Чечни и другие цели. В результате в 1,8 раза увеличились затраты на медикаменты, на 19 процентов – на питание, больше средств израсходовано на мягкий инвентарь.
Можно много приводить цифр, которыми оперировал директор (сколько потрачено на переподготовку кадров, на оснащение ЛПУ компьютерами и т.д.) – в этом нет смысла. Более красноречива цифра средней обеспеченности средствами ОМС на одного жителя края – 761 рубль. Еще недавно по этому показателю Ставрополье находилось на 66 месте в России. Теперь чуть-чуть продвинулось вперед – на 65-м. А в Южном федеральном округе – на седьмом. Впереди нас даже маленькая Адыгея, не говоря о Кубани и Доне. (По стране средняя обеспеченность на одного жителя – 1080 рублей, по ЮФО – 786.) Хотя доля страховых взносов на неработающее население в крае возросла на два процента.
У депутатов, естественно, возникли вопросы: почему нас обошли другие территории? Почему больные не знают, какие виды услуг им положены по полису бесплатно, а за какие надо платить? На первый вопрос ответ практически не прозвучал. По поводу платности и бесплатности В. Губанов сказал следующее: на 100 процентов в учреждениях обеспечена только зарплата. На медикаменты, питание, мягкий инвентарь средств не хватает. Полностью финансируется реанимация, где сутки обходятся в тысячу рублей.
Речь зашла о расходах на лечение и питание больных в стационарах. Выяснилось, что в краевых учреждениях финансовая обеспеченность самая высокая (на одного больного). Это объясняется прежде всего тяжестью заболеваний (в краевые стационары часто попадают больные при запущенных формах). Депутат А. Яшкунов выразил по этому поводу недоумение: почему сельский житель должен ждать, когда его в запущенном состоянии отправят в краевую больницу?
Серьезная проблема в системе ОМС – разделение населения на работающее и неработающее. В Ставрополе последние обслуживаются через страховую компанию Аско-мед. Объем оказываемой им помощи ограничен из-за необеспеченности финансами. Депутат А. Шиянов заявил, что он категорически несогласен с таким подходом. Руководитель фонда ОМС в ответ сказал, что лучший вариант, когда в страховой компании есть работающее и неработающее население (можно делать «переброс» денег. – Авт.). Но город избрал другой путь, это его право. Депутаты нажимали: почему администрацию от такого пути не отговорили? Оказывается, отговаривали, но безуспешно.
Управляющий медицинской страховой компанией «ЭМЭСК» А. Лавриненко предупредил, что ситуация, подобная ставропольской, может возникнуть в Пятигорске, Кисловодске, Железноводске и других городах. Там объявлены конкурсы на страхование неработающего населения. То есть тоже хотят искусственно разделить людей и поставить пенсионеров (и другие категории) в положение, когда с полисом на руках не получишь медицинскую помощь.
Поскольку денег на здравоохранение - и бюджетных, и фонда ОМС – всегда будет не хватать, руководитель компании «ЭМЭСК» считает, что необходимо изменить подходы в их расходовании. А именно: определить приоритеты и добиваться там качественных показателей.
Депутаты были «за»: средств все-таки выделяется немало, необходимо разобраться с использованием. А участвовавший в заседании заместитель председателя правительства края Н. Пальцев подошел с другой стороны: надо менять правила игры в целом по стране. Право на медицинскую помощь человек должен получить в любом месте – и там, где высокий подушевой норматив, и где низкий. А этого можно добиться за счет централизации средств и обеспечения единого норматива. (Но это уже не прерогатива края. – Авт.).
Тема ОМС такова, что не раз еще будет бурно обсуждаться депутатами ГДСК. Причем в ближайшем времени – рассмотренный на заседании «четверки» проект закона выносится на очередное заседание Государственной Думы края.
Нина ЕВТУШЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет